?
Владимир Егорович Маковский. Ожидание
С. 68-69.
Владимир Маковский вошёл в историю русского искусства как признанный мастер малого жанра, автор короткого, яркого, занимательного рассказа в живописи. Он происходил из знаменитой художественной династии, родоначальником которой был его отец Егор Маковский, коллекционер, знаток и любитель искусства. До переезда в 1894 году в Санкт-Петербург жизнь художника была тесно связана с Москвой, где он создал наиболее известные произведения бытового жанра: "Ожидание", "Крах банка", "На бульваре", "Толкучий рынок в Москве". В тексте приводятся история создания картины "Ожидание", описание, формально-стилистический анализ, а также воспоминания современников.
Афанасьева И. А., Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. Искусствоведение 2023 Т. 13 № 2 С. 255-272
Статья посвящена исследованию визуальной семантики в произведениях известного художника-передвижника Владимира Егоровича Маковского (1846–1920). Выдающийся мастер бытовой живописи вошел в историю русского искусства как признанный мастер «малого жанра», автор короткого, яркого, занимательного рассказа в живописи. Неслучайно современники сравнивали персонажей картин В. Е. Маковского с героями произведений Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, А. Н. Островского, Л. ...
Добавлено: 28 июня 2023 г.
Афанасьева И. А., В кн. : Сокровища Третьяковской галереи. : Государственная Третьяковская галерея, 2022. С. 62-63.
Константин Маковский — известный портретист, мастер исторической и жанровой живописи. В 1863 году он стал одним из участников знаменитого "Бунта четырнадцати" и 1870 году присоединился к Товариществу передвижных художественных выставок. "Дети, бегущие от грозы" — одно из наиболее известных жанровых произведений К.Е. Маковского. В тексте приводятся история создания произведения, описание, формально-стилистический анализ, а также воспоминания современников. ...
Добавлено: 9 января 2023 г.
Государственная Третьяковская галерея, 2022
Издание приурочено к выставке произведений русской живописи и скульптуры XIX-XX веков из собрания Государственной Третьяковской галереи в Национальном художественном музее Республики Саха (Якутия). ...
Добавлено: 9 января 2023 г.
Афанасьева И. А., В кн. : Сокровища Третьяковской галереи. : Государственная Третьяковская галерея, 2022. С. 58-59.
В 1871 году открылась 1-я выставка Товарищества передвижных художественных выставок, где особое внимание публики привлекла картина Василия Перова "Рыболов" (1871). В тексте приводятся история создания произведения, описание, формально-стилистический анализ, а также воспоминания современников. ...
Добавлено: 9 января 2023 г.
Государственная Третьяковская галерея, 2022
Сборник основан на материалах Международной научной конференции "Товарищество передвижных художественных выставок. К 150-летию со дня основания", прошедшей в Третьяковской галерее 19—21 мая 2021 года. Статьи ведущих исследователей из Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, а также из США, Великобритании, Германии и Финляндии посвящены самым актуальным проблемам осмысления истории Товарищества передвижников, взаимодействию русского и европейского искусства, соотношению реалистических и ...
Добавлено: 24 ноября 2022 г.
Государственная Третьяковская галерея, 2021
Каталог выставки «История России глазами художников. К 800-летию со дня рождения Александра Невского». ...
Добавлено: 2 августа 2023 г.
Афанасьева И. А., , in : The 5th International Conference on Art Studies: Research, Experience, Education (ICASSEE 2021). : Amsterdam : Amsterdam University Press, 2021. P. 7-16.
Добавлено: 29 августа 2022 г.
Афанасьева И. А., В кн. : История России глазами художников. К 800-летию со дня рождения Александра Невского. : Государственная Третьяковская галерея, 2021. С. 145-146.
Военный совет для решения вопроса об участии Москвы во время Отечественной войны 1812 года был созван М.И. Кутузовым в подмосковной деревне Фили. Он проходил в в избе крестьянина Михаила Фролова в обстановке секретности, без протокола, и точное количество участников неизвестно.
Барклай де Толли призывал покинуть Москву. Возражавший ему Беннигсен настаивал на проведении нового сражения. Кутузов, учитывая тяжелые потери в Бородинской битве, поддержал ...
Добавлено: 2 августа 2023 г.
Афанасьева И. А., Художественная культура 2023 № 2 С. 156-187
Художник-передвижник Владимир Егорович Маковский (1846–1920) вошел в историю русского искусства как признанный мастер «малого жанра», автор короткого, яркого, занимательного рассказа в живописи. В настоящей статье впервые анализируются параллели между произведениями В.Е. Маковского и текстами русских писателей XIX века — Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, М. Горького, А. П. Чехова. Автор на ...
Добавлено: 21 июня 2023 г.
И.А. Афанасьева, В кн. : Аспирантский сборник. Выпуск 11. Сборник статей по материалам Международного форума молодых исследователей искусства «Научная Весна-2020». : Государственный институт искусствознания, 2021. С. 227-237.
Творчество В.Е. Маковского (1846–1920) занимает особое место в истории отечественного искусства. Ещё современники называли художника последователем «малых голландцев» и «Кнаусом передвижников», а друг живописца, писатель Н.Н. Брешко-Брешковский с восторгом рассказывал о том впечатлении, какое производили на В.Е. Маковского картины Ж.-Л.-Э. Мейссонье, М. Фортуни, Д. Уилки и Б. Вотье. В данной статье на основе анализа воспоминаний ...
Добавлено: 25 августа 2022 г.
Афанасьева И. А., В кн. : Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2020». : М. : МАКС Пресс, 2020. С. 1-5.
В настоящее время внимание искусствоведов все чаще привлекают аспекты взаимных влияний, диалогов и параллелей в творчестве художников различных стран и эпох. Одним из них является постепенное освоение пленэрной живописи русскими художниками в Италии в первой половине XIX века. Итальянские ландшафты, ставшие неисчерпаемым источником вдохновения для нескольких поколений пейзажистов, воплотили идею интернациональной академии художеств, где русские ...
Добавлено: 29 августа 2022 г.
Штейнер Е. С., Russian Review 2011 Vol. 70 No. 3 P. 252-271
Статья о взаимоотношениях двух групп художников (Артели Крамского и Товарищества Передвижников) с Академией Художеств. Акцент сделан на социокультурных аспектах русского искусства второй половины 19 в. – государственной поддержке и влиянию, стремлении к независимости и о методах, которыми пользовались Передвижники их стремлении к коммерциализации оборота произведений искусства. ...
Добавлено: 15 февраля 2013 г.
В статье выдвигается и рассматривается авторская типология агентности в современном искусстве (1) социальная трансформация; 2) эскапизм; 3) кризисная адаптация; 4) трансформация субъекта действия); приводятся количественные характеристики представленности каждого типа агентности и конкретные примеры. Особое внимание уделено тому, какие формы проактивного действия порождает сфера искусства, и как обнаруженные кейсы отражают более широкие процессы в социальной жизни Европы. ...
Добавлено: 18 декабря 2023 г.
Афанасьева И. А., В кн. : Товарищество передвижных художественных выставок. К 150-летию со дня основания : материалы Международной научной конференции. : Государственная Третьяковская галерея, 2022. С. 296-310.
Жанровые картины Владимира Егоровича Маковского (1846–1920) по праву можно считать хрестоматийными образцами искусства передвижников. Художник на протяжении нескольких десятилетий принимал активное участие в жизни Товарищества передвижных художественных выставок, навсегда связав с ним свою творческую и общественную деятельность. В ноябре 1872 года он был единогласно принят в члены Товарищества, а в январе 1874 года — в ...
Добавлено: 24 ноября 2022 г.
М. : Государственная Третьяковская галерея, 2014
А.В.Пожидаевой осуществлена расшифровка и перевод рукописей и заметок А.А.Иванова на полях и оборотах "Библейских эскизов" с французского и итальянского языков в объеме 1 а.л. ...
Добавлено: 23 февраля 2016 г.
Афанасьева И. А., В кн. : Три века русского искусства в контексте мировой культуры. : БуксМАрт, 2022. С. 37-41.
В статье на основе анализа воспоминаний современников и материалов периодической печати впервые рассмотрена творческая деятельность В.Е. Маковского как художника, аккумулирующего и переосмысливающего особенности европейского культурного наследия: на конкретных примерах рассмотрены механизмы творческой интерпретации произведений английских живописцев, французских мастеров и представителей немецкой школы. Показать искусство русского художника в контексте мировой культуры – уникальная возможность осмыслить место самых ярких ...
Добавлено: 25 августа 2022 г.
Чамина Н. Ю., М. : РАМ им. Гнесиных, 2019
Статьи, вошедшие в сборник, написаны по материалам докладов, прочитанных на Международной научной конференции «Опера в музыкальном театре: история и современность» (11–15 ноября 2019 года) в Российской академии музыки им. Гнесиных и Государственном институте искусствознания. Мероприятие было поддержано Российским фондом фундаментальных исследований (проект № 19-012-20019). Концепцию конференции определило отношение к опере как к явлению в первую ...
Добавлено: 9 сентября 2022 г.
Штейнер Е. С., Cahiers du Monde Russe 2009 Vol. 50 No. 4 P. 627-646
Cтатья о взаимоотношениях двух важных групп российских художников (Петербургская Артель Крамского и Передвижники) с государственными структурами, прежде всего с Академией Художеств в 1860-1890-е гг. ...
Добавлено: 26 февраля 2013 г.
Афанасьева И. А., В кн. : Сборник научно-исследовательских работ по итогам конкурса НИРС НИУ ВШЭ – 2016. : [б.и.], 2017. С. 119-130.
В.Э. Борисов-Мусатов — один из самых значительных мастеров символизма. Его поиски в области колорита, линий, построения пространства, техники увенчались многими находками неизвестных ранее приемов письма. Художнику удалось не только сформировать отдельные элементы, но и построить цельную живописную систему — совокупность различных выразительных средств и приемов. Исследованию творческого метода мастера посвящена данная работа. ...
Добавлено: 29 августа 2022 г.
Козичаров Н. Л., Art History 2019 Vol. 42 No. 2 P. 304-330
Добавлено: 21 июня 2021 г.
Козичаров Н. Л., , in : Modernism and the Spiritual in Russian Art: New Perspectives. : Open Books Publishers, 2017. P. 195-212.
Добавлено: 25 октября 2021 г.
Афанасьева И. А., Артикульт 2022 № 4(48) С. 27-35
В настоящей статье впервые предпринимается попытка сопоставления художественных принципов произведений современного российского искусства и русского авангарда. Речь идёт не столько о прямой художественной рецепции, сколько об общих идеях построения изовербального текста. Автор фиксирует альтернативный вариант развития визуального искусства в целом и отмечает, что общими принципами современного российского искусства и русского авангарда являются эксперименты с новыми ...
Добавлено: 17 октября 2022 г.
Владимир : Транзит-Икс, 2018
Сборник содержит материалы Международного научного форума, состоявшегося 16-17 октября 2017
года в музее-заповеднике «Александровская слобода» – единственном в России мемориальном историко-культурном пространстве, связанном с эпохой Ивана Грозного. Форум был приурочен к празднованию
470-летия венчания на царство Ивана IV. Юбилейная дата определила выбор темы Зубовских чтений 2017
года «Эпоха Ивана Грозного и ее отражение в историографии, письменности, искусстве, архитектуре».
Участниками ...
Добавлено: 9 ноября 2018 г.
Lukina G., Amsterdam : Amsterdam University Press, 2021
Добавлено: 26 апреля 2022 г.