Глава
Кластерный подход в описании географии промышленности России (на примере отраслей автомобилестроения)
В данной работе проведен анализ пространственной структуры производства продукции автомобилестроения в России и выявлены крупнейшие региональные центры производства группы отраслей автомобилестроения.
В книге

Цель работы – охарактеризовать процесс формирования инновационных кластеров в отдельных регионах России. Анализ кластеров и государственной политики стимулирования развития кластеров проводится по нескольким направлениям:
а) сравнительный анализ моделей организации отдельных региональных кластеров с учетом специфики отраслей и степени зрелости кластерных связей, что имеет ключевое значение для формирования эффективной государственной политики их развития;
б) анализ готовности российских компаний к взаимодействию с другими производителями и бизнес-средой, в том числе методом глубинных интервью с участниками отдельных региональных кластеров с целью оценки возможности формирования в России кластеров, синергетический эффект в которых достигается благодаря формированию партнерских отношений между участниками кластера;
в) исследование влияния кластерных отношений на уровень инновационной активности предприятий; г) анализ инструментов, которые применяются региональными правительствами для поддержки развития кластеров, включая субъективные оценки эффективности этих инструментов со стороны представителей власти и бизнеса.
Тема кластеров в экономике постепенно набирает актуальность, которая связана, прежде всего, с вопросом поиска инструментов для повышения инновационной активности хозяйствующих субъектов.
В теории кластеры выступают как территории высокой инновационной активности, как своеобразные «анклавы», в которых тесно связанные предприятия, научное сообщество, финансовые организации (в том числе венчурные капиталисты), государственные и общественные организации, формируют инновационное окружение, дающее участникам кластера важнейшее конкурентное преимущество в виде повышенния инновационной активности.
Проведенные за рубежом исследования доказывают наличие связи между кластерами и инновационной активностью в регионах (выражаемой, как правило, через патентную активность).
Вместе с тем, зарубежный опыт, прежде всего, охватывает развитые страны. Далеко не все закономерности экономики таких стран адекватны для развивающихся и транзитивных стран. Соответственно, возникает закономерной вопрос: насколько кластеры в субъектах РФ влияют на инновационную активность предприятий? С этим вопросом тесно связан и вопрос состоятельности кластерной политики как средства формирования инновационной экономики для регионов Российской Федерации.
Проверке данной гипотезы посвящено исследование, основные положения и результаты которого изложены в настоящей статье.
В сборнике рассматриваются проблемы кластеризации предприятий, вопросы, связанные с изучением природы кластеров предприятий, их экономического содержания, опыта работы и управления ими на различных этапах развития. Основные положения и выводы, изложенные в статьях, иллюстрируются фактами из реальной отечественной и зарубежной экономики.
Для специалистов в области теории и практики управления кластерами пред¬приятий, специалистов сферы бизнеса и работников органов государственною управления, а также для студентов, аспирантов и преподавателей экономических факультетов вузов.
В статье подробно изложен общий алгоритм реализации региональной кластерной политики, специфицированный, прежде всего, для малого и среднего предпринимательства и экономики крупных городов. Данный алгоритм состоит из пяти последовательных этапов: идентификация направлений с высоким потенциалом развития кластеров, поддержка самоорганизации организаций для реализации совместных кластерных проектов, конкурсный отбор совместных (кластерных) проектов, мероприятия государственной поддержки совместных (кластерных) проектов, управление портфелем поддерживаемых кластеров (на основе мониторинга и оценки).
Показана возможность применения графовых моделей при моделировании информационно-ресурсного потенциала сетевого сообщества с учётом диалектики его двойственного представления. Рассмотрены графовые модели сетевого сообщества как совокупности информационных ресурсов, множества аккаунтов пользователей, а также объединённая модель. Описаны варианты развития гипотез распространения маршрутов влияния в моделях управления на графах.
Нестабильная экономическая ситуация и вступление в ВТО ставят перед компаниями автомобильного сектора новые задачи, требующие модернизации и использования современных технологий.
В монографии рассмотрены актуальные вопросы во выводу отечественных автомобилестроительных предприятий из кризиса и формирования их конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе. В частности, даются ответы на следующие вопросы: как обеспечить национальные экономические интересы при интеграции производственной деятельности отечественных автомобилестроительных предприятий с мировыми лидерами отрасли; каким образом обеспечить трансфер новых конкурентоспособных технологий в российский автопром; как эффективно модернизировать и создать новые конкурентоспособные производства автокомпонентов.
Монография предназначена для руководителей предприятий автомобилестроительной отрасли, а также магистрантов, обучающихся по направлению «менеджмент».
В монографии анализируются основные меры и отдельные важнейшие результаты государственной поддержки в 2008-2010 гг. крупнейших российских компаний реального сектора, в том числе включённых в Перечень системообразующих организаций.
Статья посвящена анализу кластерных отношений как фактора конкурентоспособности предприятий применительно к российскому автомобилестроению. В рамках исследования проведен анализ пространственной структуры производства продукции автомобилестроения в России, выявлены крупнейшие региональные центры (потенциальные кластеры), исследованы особенности взаимодействия компаний с конкурентным окружением в двух регионах России. Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что в случае анализируемой отрасли географическая концентрация, являющаяся преимущественно наследием плановой экономики, не может служить основанием для идентификации региональных центров производства как кластеров из-за низкого уровня кооперации между участниками экономических отношений. Тем не менее существуют предпосылки для развития кластерных отношений в анализируемой отрасли и, более того, свидетельства о наличии положительной связи между открытостью компании к взаимодействию с окружением и ее инновационной активностью.