Глава
Birchbark Literacy and the Rise of Written Communication in Early Rus’
Статья посвящена вопросам происхождения традиции делового письма на Руси и ее соотношению с церковнославянской книжной традицией. Появление в Новгороде первых берестяных грамот в 30-х гг. XI в. трактуется как «побочный продукт» распространения церковного образования при Ярославе Мудром. Тесное переплетение светского и церковного начал в жизни древнего Людина конца рассматривается как фактор, обусловивший расцвет деловой письменности в этом районе города.
В книге

Осада королем Речи Посполитой Сигизмундом III Смоленска в 1610–1611 гг. одним из своих итогов имела кратковременное перенесение центра власти Московского государства именно в королевский лагерь. Осенью – зимой 1610–1611 гг. в ставке Сигизмунда под Смоленском оказалось большое число представителей разных слоев московского служилого люда, что, в свою очередь дало импульс к беспрецедентным по интенсивности контактам с польской и литовской культурами. Потенциал таких взаимоотношений был велик и далеко не полностью реализован в начале XVII в.
Среди посетивших королевский лагерь под Смоленском много деятелей второго ряда, однако, весьма заметных в новгородской политической жизни начала XVII века а есть и деятели более крупного ряда, старт карьер которых связан с Новгородской землей. «Польский след» в Новгороде начала XVII века практически не изучен. Неудобные для идеологии позднейших правительств эпизоды в биографиях деятелей 1611-1617 гг. не отразились в источниках. Но опыт пребывания под Смоленском видных новгородских деятелей этого времени нужно иметь в виду, рассматривая ход их позднейших карьер, как в 1611-1617 гг., так и после возвращения Новгорода под власть московских государей.
При этом мы можем только гадать о том, что именно из польской культуры начала XVII века было воспринято современниками-новгородцами. Доказательных примеров здесь мало, они лежат либо в области политики (рассмотренные еще В. О. Ключевским, а недавно – Б. Н. Флорей избрание королевича Владислава московскими чинами летом 1610 г.), либо в области бытовой культуры.
Статья представляет собой предварительную публикацию берестяных грамот, найденных в Великом Новгороде и Старой Руссе в археологическом сезоне 2018 г.
В статье дается критическая оценка существующим в историографии спорам о месте призвания Рюрика в 862 году, показывается, что споры о Рюрике имеют малонаучный характер, связанный с особенностями профессиональной подготовки петербургских историков и археологов, показано значение Рюрика и даты 862 г. как символических, а не реальных
В XII томе издания публикуются новгородские берестяные грамоты № 916-1062, найденные в ходе раскопок 2001-2014 гг., а также берестяные грамоты № 37-45 из раскопок в Старой Руссе. Большинство публикуемых грамот происходят с Троицкого раскопа и относятся к раннему периоду, преимущественно – к XII в. Среди грамот тома немало полностью сохранившихся документов, представляющих большой исторический и лингвистический интерес. Центральное место в томе занимают грамоты, происходящие с усадьбы Ж, на которой зафиксирована самая высокая концентрация берестяных грамот из всех исследованных до сих пор усадеб средневекового Новгорода. Наиболее значительные комплексы составляют хозяйственные документы, написанные рукой Якима – самый большой из блоков берестяных грамот, написанных одним писцом, а также грамоты, объединенные именами Луки, Ивана и Сновида, представляющие собой замечательные образцы древнерусской купеческой переписки. Тексты грамот снабжены историческим и лингвистическим комментариями. Помимо новых грамот, в настоящем томе публикуются, в соответствии с уже установившейся традицией, накопившиеся за истекшие годы поправки, замечания и дополнительные комментарии к ранее опубликованным грамотам, а также полученные на основе анализа новонайденных грамот коррективы к таблицам внестратиграфического датирования, помещенным в Х томе НГБ. Прилагается также словоуказатель к грамотам настоящего тома и список условных дат этих грамот.
Основу хрестоматии составили документы по истории Великого Новгорода в эпоху Петра I, хранящиеся в фондах и коллекциях Научно-исторического архива Санкт- Петербургского института истории РАН. Публикуемые материалы объединены в девять разделов, посвященных различным аспектам истории Новгородской земли в годы Северной войны (1700–1721) и преобразований Петра Великого. В их числе документы по административному управлению Великим Новгородом и уездом, участии новгородцев в строительстве Санкт-Петербурга и других крепостей Ингерманландии, их быте и повседневной жизни в период петровских реформ и т. д. Хрестоматия рассчитана на студентов и аспирантов, изучающих историю России первой четверти XVIII в., и всех, кому не безразлична судьба Великого Новгорода в эпоху Петра Великого.
Имя Ильдята, восстанавливаемое из сочетания Ильдятино селище, прочитанного в берестяной грамоте № 71 (втор. пол. XIII в.), трактовано как тюркское по происхождению, а его носитель отождествлен с отцом погибших в 1268 г. Бориса и Лазоря Ильдятиничей. Статья содержит также обзор выявленных в последние годы данных о проживавших в Новгороде XII-XIII вв. этнических тюрках.
На современном этапе мирового социально-экономического развития письменному общению в виде научных статей, докладов, деловых отчетов отводится особое место, что делает задачу развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов в сфере письменного общения чрезвычайно актуальной. Навыки академического письма проверяются и при сдаче международных экзаменов, в частности, в задании Writing1 экзамена IELTS. Стратегия обучения этому виду письма становится эффективной и позволяет решить задачу в довольно сжатые сроки, если она опирается на умения и навыки, сформированные при обучении написанию эссе для ЕГЭ.
Возникновение уникальной структуры древнерусских Софийских соборов проистекает как и из опыта зодчих сер. XI в. в расширении давно известных храмовых конструкций, так и из естественного развития тех возможностей, которые были заложены в самом их образце — «крестовокупольном храме с трехсторонним обходом». При этом работавшие на Руси архитекторы могли опираться на опыт предшествующих, более «скромных» расширений такого типа, известных в Преславе и Мокви, но, вполне вероятно, имевших константинопольское происхождение.
Четырнадцатый 14 (24) выпуск «Новгородского исторического сборника» представляет исследования и материалы по истории и культуре Великого Новгорода и Новгородской земли XII—XX вв. Проблемы социально-политических отношений, религиозной жизни, административного устройства, вопросы археологии, историографические исследования, изучение древнерусской архитектуры, публикации забытых и вновь найденных трудов по истории древнейшего русского города определяют содержание настоящего выпуска.