Глава
Концепция правового государства и ее реализация в судебной системе Российской Федерации
В данной статье рассмотрено понятие правового государства через призму судебной власти, функция нормоконтроля как эффективного инструмента самоограничения государства, начальный анализ реформирования судебной системы.
В книге

П.Б. Струве хотел видеть Россию великой, в этом смысле он был государственник. Он мечтал о великой цивилизованной стране, стране могучей, но мощь которой основана на идее права, правопорядка, независимой личности, живущей в достойном достатке. Его политическая теория была более последовательна, чем ленинская, однако не учитывала психологию масс и потому потерпела историческое поражение.
Свобода представляет собой основную, сущностную характеристику человека. Свобода во все века была главной ценностью человека, но в условиях глобализации свобода невозможна без целого ряда ограничений. Нужно признать, что нет никакой единой цели, к которой бы двигалось все человечество, и каждый шаг вперед может увеличить свободу, а может и обернуться грозным катаклизмом. Поэтому важно сопоставить то понимание свободы, которое веками развивалось в философии и теми сдвигами в этом понимании, которые произошли в последние десятилетия в связи с тенденциями глобализации. Об этом пишет автор статьи.
Центральный вопрос книги - сохраняет ли феномен свободы присущую ему инвариантность в условиях глобализации, охватывающей не только весь мир, но и все области деятельности человека, стирающей границы и различия, делающей мир общим. Свобода всегда рассматривалась как одно из важнейших достояний человека. Но свобода была и величайшей тайной, манящей, волнующей, до конца не раскрытой, хотя с давних пор свобода составляла предмет глубочайших философских исследований. Авторы исследуют феномен свободы в социальном, политическом и экономическом измерениях, охватив основные сферы современной общественной жизни.
Для специалистов в области философии истории, социальной и политической теории, социальной философии, а также для широкого круга читателей, интересующихся перспективами развития современного общества.
Современная культура, — культура «незавершенного модерна», — как и всякая культура, состоит из запретов и требований эти запреты нарушать. При этом образы несвободы, господствующие в современной культуре, носят преимущественно пространственный характер: «гнет», «теснота», «давящая атмосфера», тюрьма, обездвиженность. Логика этих образов подсказывает, что человеку труднее всего смириться с запретом на свободное перемещение в пространстве, — речь идет, разумеется, не только о физическом пространстве, — и поэтому в человеке следует сызмальства воспитывать стремление этот запрет нарушить, но нарушить неким превращенным, а именно — темпоральным образом. Если среда давит и душит, то следует найти отдушину в форме «свободного времени» — «досуга» или такого «будущего», в котором гнета и тесноты уже не будет. Однако эта привычная логика — логика пространственной несвободы и темпоральной свободы — при более пристальном исследовании сама оказывается превращенной. Дело в том, что в современной экономике символического обмена главным перераспределяемым ресурсом является именно время. Здесь, чтобы быть успешным, мало свободно распоряжаться собственным временем, — надо безраздельно владеть чужим временем. Мы все ежедневно ощущаем, что наше время кому-то или для чего-то требуется. У нас ежечасно отнимают не только «досуг», но и «будущее». Мы все — школьники, преподаватели, врачи, чиновники, водители, пешеходы — ежеминутно теряем бесценное время, выполняя абсурдные, по-человечески невозможные действия. Что мы получаем взамен? — Мнимую пространственную свободу в форме мобильности. Таким образом, подавление свободы в современной культуре осуществляется в форме мнимого, как бы слишком легко преодолимого запрета на свободное пространство и действительного запрета на свободное время. Мобильность, отождествляемая с пространственной свободой, в действительности является превращенной формой темпоральной несвободы.
Знаменитая книга крупнейшего экономиста и политического мыслителя ХХ века "Дорога к рабству" Фридриха Августа Хайека по праву считается одним из самых убедительных опытов критики социалистической идеологии. Сегодня многие тезисы Хайека кажутся очевидными – они подтверждены историей, показавшей и легкость превращения социалистических правительств в тоталитарные диктатуры, и их недолговечность, однако избыточное вмешательство государства в экономику по-прежнему составляет основное препятствие на пути развития России ми многих стан мира, а значит "Дорога к рабству" все еще актуальна.
В статье рассмотрено взаимодействие топологических структур Я и Сознание и их отношение к поведению, творческой деятельности и личности. Проведено сравнение психологических и психоаналитических взглядов на эти проблемы. Главный мотив статьи – свобода Я и его роль в осуществлении свободного действия.
Із традиційною свободою думки, саркастичной аргументовано Ричард Познер береться змалювати не тільки наявну традицію суддівського мислення, а й ту, якою вона має бути. Зрозумілой дотепно автор роз’яснює відмінності між визначеними ним дев’ятьма ііггеллектуальними стилями правосуддя, наводить докази існування прірви між науковцями-нравниками та суддями, окреслює прагматичний підхід до правосуддя.