?
Роль одорических репрезентаций в процессе смыслопорождения (на материале романа П. Зюскинда "Парфюмер")
Предметом рассмотрения в статье является описание запахов в художественном произведении и их роль в реализации идейного замысла автора и актуализации скрытых элементов смысла. На материале романа П. Зюскинда "Парфюмер" автор определяет риторические стратегии для передачи различных обонятельных ощущений, выделяет ольфакторные стереотипы, являющиеся элементами, из которых выстраивается единое смысловое пространство романа. Далее анализируется сложившаяся в романе система ольфакторной топики: уподобление протагониста дьяволу со зловонной душой, обладавшему необыкновенной властью над людьми; города - клоаке (средоточие грязи не только материальной, но и нравственной), ассоциация благоухания цветов с невинностью и т.д. Итогом рассмотрения является вывод, что при совмещении всех созданных автором одорических образов, накладывании их на сюжетную линию, возникает то общее смысловое поле, которое воспринимается читателями как сказанное П. Зюскиндом "новое слово в искусстве", как прецедент запахового романа.