• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Влияние корпоративной финансовой архитектуры на экономическую прибыль: эмпирическое исследование российских компаний в кризисный и предкризисный период

С. 39-48.

Экономическая прибыль – это важнейший показатель для современного анализа деятельности компании. В нем учитываются не только фактически понесенные компанией расходы, как в обычном показателе бухгалтерской прибыли, но и ее альтернативные издержки использования капитала. Создание положительной экономической прибыли означает, что компании удается не только покрыть фактические расходы, отражаемые в бухгалтерском учете, но и создать бухгалтерскую прибыль, более высокую, чем требуемая за ее инвестиционные риски. Напротив, отрицательное значение показателя экономической прибыли означает, что бухгалтерская прибыль компании недостаточна для компенсации инвестиционных рисков. Поэтому экономическую прибыль следует рассматривать как показатель стратегического уровня, или стратегической эффективности, компании [Ивашковская, 2010].

В данной работе мы строим две модели стратегической эффективности компаний реального сектора и тестируем их с двумя зависимыми переменными: рыночной эффективностью (Q-Тобина) и экономической прибылью (residual income spread). Первая модель основана на финансовых показателях компаний, и ее тестирование позволяет выявить финансовые детерминанты экономической прибыли. Однако, согласно нашей гипотезе, стратегическая эффективность также зависит от комбинации структурных характеристик компании, таких как структура капитала, структура собственности и качество корпоративного управления. Поэтому была разработана вторая модель стратегической эффективности, основанная на концепции финансовой архитектуры компании. Эта концепция позволяет включить в модель вышеупомянутые структурные характеристики, а также принимает во внимание взаимозависимости различных характеристик.

Модели были протестированы на выборке из 68 крупнейших российских нефинансовых компаний в период с 2005 по 2008 г. В результате данного исследования нам удалось, во-первых, выявить детерминанты экономической прибыли крупных российских компаний, во-вторых, разработать оригинальную модель стратегической эффективности на основе концепции финансовой архитектуры.