• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Interaction Effects of Intellectual Capital in Company’s Value Creation Process

P. 314-322.

«Интеллектуальный капитал» - это новый термин для определения ключевых ресурсов фирмы, которые позволяют ей конкурировать в жестких рыночных условиях. Такие активы как IT-системы, бренд, знания и компетенции работников фирмы, являются необходимыми для любой компании. Тем не менее, большие запасы этих ресурсов не приводят автоматически к успеху фирмы. Главная цель данной работы – определить, какой вклад в стоимость компании вносит взаимное влияние между компонентами интеллектуального капитала. В работе эмпирически тестируются линейная и нелинейная модели взаимосвязи между компонентами интеллектуального капитала и результатами деятельности фирмы, с учетом предположения об их взаимном влиянии друг на друга. С теоретической точки зрения мы объединили теорию интеллектуального капитала, концепцию управления на основе стоимости (VBM) и ресурсный подход, для того чтобы исследовать, каким образом интеллектуальные ресурсы фирмы трансформируются в ее стоимость.

При анализе интеллектуального капитала возникает две основные проблемы. Во-первых, это оценка интеллектуального капитала. Предшествующие работы по этой теме, как правило, базируются либо на данных опросов, либо на финансовых показателях из отчетов компании. Однако опросы имеют такой существенный недостаток как то, что полученный данные включают субъективное мнение респондентов. В финансовых отчетах содержится мало информации относительно интеллектуального капитала компании. Поэтому мы предлагаем другой способ оценки компонентов интеллектуального капитала. Каждый из трех компонентов – человеческий капитал, структурный капитал и отношенческий капитал – были измерены с помощью набора финансовых и нефинансовых прокси-показателей, которые были собраны из финансовых отчетов и с веб-сайтов компаний. Далее эти данные были агрегированы в первые главные компоненты посредством факторного анализа, для того чтобы получить всестороннее представление о структуре интеллектуального капитала. Вторая проблема – это измерение стоимости, которая была создана интеллектуальным капиталом. Мы выбрали два показателя – рыночная капитализация и соотношение рыночной и балансовой стоимости собственного капитала компании.

Предложенный метод анализа интеллектуального капитала апробирован на выборке 59 фирм из стран Европы с высоким уровнем развития экономики и распространения знаний. Выборка охватывает пятилетний период (с 2005 по 2009 годы). Мы используем метод наименьших квадратов для оценки прямого и непрямого влияния компонентов интеллектуального капитала на стоимость компании.

Исследование вносит вклад в следующих аспектах. Во-первых, оно позволяет исследователям и менеджменту компаний осознать существование синергетических эффектов между компонентами интеллектуального капитала. Во-вторых, оно предлагает способ применения метода главных компонент для анализа интеллектуального капитала. Это помогает понять уровень гомогенности элементов интеллектуального капитала, которые объединены в человеческий, структурный и отношенческий капиталы и потому интерпретируются как описывающие один аспект деятельности фирмы.

В книге

Interaction Effects of Intellectual Capital in Company’s Value Creation Process
Под науч. редакцией: J. Surakka. Reeding: Academic Publishing International Limited, 2012.