• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Menu
  • HSE University
  • Publications of HSE
  • Book chapters
  • РОССИЙСКИЕ ЖУРНАЛЫ ПО ГУМАНИТАРНЫМ И ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИКИ ОТКРЫТОГО ДОСТУПА: ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, ПЛАТФОРМЫ И БАЗЫ

Book chapter

РОССИЙСКИЕ ЖУРНАЛЫ ПО ГУМАНИТАРНЫМ И ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИКИ ОТКРЫТОГО ДОСТУПА: ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, ПЛАТФОРМЫ И БАЗЫ

С. 591-604.
Гаспарян А. Ю., Консон Г. Р.

Grigoriy Konson’s interview with MD, Associate Professor at the University of Birmingham Armen Gasparyan unravels the key issues of modern Russian science, which is found now at the intersection of diverse trends. One of the main ones is the increasing visibility of Rus-sian-language scientific journals at the international level and digitalization so that they could technically become high-quality and indexable. To do this, two basic conditions must be observed: authors must possess all copyrights, and their works must be stored in repositories, that are needed by scientists to gain world visibility and long-term use of published materials. Since the Interna-tional Conference in Budapest (2001), a global initiative to publish open access scientific papers has been established. This was done so that scholars working with scientific materials could make them publically available and widely use such materials for scientific purposes. Now there is a tendency to open servers, which contain not only published and peer-reviewed works, but also pre-publication materials. Preprint services became a recent innovation. Media, television, and cinema scholars post scientific materials that have not been published before. This makes it possible to get priority in their writings.
There are also tools to promote open access. These are, first of all, digital identifiers of scien-tific materials and authors. Since 2012, digital author identifiers (Open Researcher and Contribu-tor ID [ORCID]) are widely used in many countries; there are more than 6 million registered users. The digital identifier ORCID is popular among Russian-speaking authors as well, but often they use only part of its capabilities. Information about many Russian-speaking authors is not repre-sented in full on the ORCID platform, which means that their works are not visible to the public.
The development of open access journals is mainly hampered by the hybrid-type periodicals, combining the principles of open and subscription publications. There are a lot of such journals in Russia. The majority of them are about medicine; and as a matter of fact, digitalization is gradually making the traditional subscription wither away. Therefore, professional communities need to take on the responsibility of financing open access publications to allow journals to advance. In the era of open access, plagiarism can be timely discovered, while in subscription journals it is veiled.
Future expectations are that Russian-language periodicals that do not follow new trends in science and publishing can cease to exist. They become bankrupt; they cannot find alternative sources of financing. However, their prestige needs to be enhanced through open access. There should be an increase in the number of multilingual journals that will attract English-language authors.




In book

РОССИЙСКИЕ ЖУРНАЛЫ ПО ГУМАНИТАРНЫМ И ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИКИ ОТКРЫТОГО ДОСТУПА: ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, ПЛАТФОРМЫ И БАЗЫ
Edited by: Г. Р. Консон. M.: Information and Publishing House Filin, 2020.

• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

РОССИЙСКИЕ ЖУРНАЛЫ ПО ГУМАНИТАРНЫМ И ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИКИ ОТКРЫТОГО ДОСТУПА: ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, ПЛАТФОРМЫ И БАЗЫ

С. 591-604.
Гаспарян А. Ю., Консон Г. Р.

Интервью Григория Консона с доктором медицины, ассоциированным профессором Университета Бирмингема Арменом Гаспаряном посвящено узловым проблемам современной российской науки, находящейся на пересечении многообразных тенденций. Одна из главных — проблема повышения видимости русскоязычных научных журналов на международном уровне и цифровизации, чтобы они в техническом отношении могли стать качественными и индексируемыми. Для этого необходимо соблюдать два основных условия: авторы должны обладать всеми авторскими правами, а их труды — сохраняться и архивироваться в репозиториях, которые нужны ученым для получения мировой видимости и длительного пользования опубликованными материалами. Начиная с Международной конференции в Будапеште (2001), была учреждена глобальная инициатива по изданию научных трудов открытого доступа. Это было сделано, чтобы ученые, работающие с научными материалами, могли их публиковать в открытом доступе и широко использовать для науки. Сейчас наблюдается тенденция к открытию серверов, где помещаются не только опубликованные и рецензированные труды, но и допубликационные материалы. Недавним открытием явился препринтсервис. Ученые в сфере медиа, теле-, кино выкладывают научные материалы, которые ранее опубликованы не были. Это дает возможность получить в своих трудах приоритет.
Есть также инструменты, способствующие развитию открытого доступа. Это, в первую очередь, цифровые идентификаторы научных материалов и авторов. С 2012 года цифровые идентификаторы авторов (Open Researcher and Contributor ID [ORCID]) широко используются во многих странах, и зарегистрировано более 6 млн. пользователей этой службы. Цифровой идентификатор ORCID популярен и среди русскоязычных авторов, но его возможности применяются ими лишь частично. Всесторонней информации о многих русскоязычных авторов на платформе ORCID нет. Это значит, что их труды не будут видны общественности.
Основным препятствием к развитию журналов открытого доступа являются «гибридные» журналы, в которых сочетаются принципы подписного издания и открытого. В Рос-сии таких очень много. В медицине — большинство, а ведь подписка в эру цифровизации постепенно отмирает. Поэтому нужно, чтобы профессиональные сообщества брали на себя обязанность финансировать издания открытого доступа и позволяли журналам развиваться. В эру открытого доступа своевременно выявляется плагиат, тогда как в подписных журналах он вуалируется.
В прогнозах на будущее выясняется, что русскоязычные периодические издания, которые не следуют новым веяниям в науке и издательстве, могут прекратить свое существование. Они становятся банкротами, не могут найти альтернативные источники финансирования. Однако необходимо, чтобы благодаря открытому доступу их престиж возрастал. Должно увеличиться количество полилингвальных журналов, которые будут привлекать англоязычных авторов.




В книге

РОССИЙСКИЕ ЖУРНАЛЫ ПО ГУМАНИТАРНЫМ И ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИКИ ОТКРЫТОГО ДОСТУПА: ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, ПЛАТФОРМЫ И БАЗЫ
Под науч. редакцией: Г. Р. Консон. M.: Information and Publishing House Filin, 2020.