Глава
От переводчика
В статье обсуждаются аспекты перевода переписки между Альфредом Шюцем и Талкоттом Парсонсом.
В книге представлена переписка между двумя выдающимися социологами XX века — Альфредом Шюцем и Талкоттом Парсонсом. В 1939 году Шюц решил написать рецензию на недавно вышедший фундаментальный труд Парсонса — монографию «Структура социального действия». В книге приводится черновик этой рецензии, отправленный Шюцем Парсонсу в 1940 году, и последующая напряженная и бурная переписка. В публикуемых документах два социолога обсуждают центральные аспекты теории социального действия, которую каждый из них понимает по-своему: Шюц рассматривает социальное действие с точки зрения феноменологии повседневного опыта, а Парсонс — с точки зрения построения общей теории действия и анализа единиц и элементов действия. Эта переписка, которая не публиковалась до 1978 года, отражает взгляды на социальную теорию, которые до сих пор актуальны в социальных науках. Русский перевод оригинального издания переписки дополняется письмом Эрика Фёгелина Парсонсу, в котором обсуждается исторический контекст разногласий между Шюцем и Парсонсом.
Despite its frequent appearances in sociological textbooks, dictionaries and theoretical opuses, ethnomethodology is still one of the most misunderstood and undervalued domains of sociological inquiry. This is particularly evident in the case of the central sociological question: social order. Harold Garfinkel, the founder of ethnomethodology, provided a unique answer to the question of order. His answer emphasized a contingent, situated character of constitutive practices of local order production. Initially a response to Talcott Parsons’ question about the conditions of the stability of social order, Garfinkel’s conception of constitutive order was later radicalized and used as the foundation of the programme of empirical ethnomethodological studies. To properly understand the radical character of the conception and programme, it is necessary to reveal the core elements of it and to separate them from the historically changed components.
В статье рассматривается проблема социологического понимания культуры и концепция репрезентативной культуры немецкого культурсоциолога Фридриха Тенбрука. Обращается внимание на концептуальную неразработанность понятия «культура» в социологии по сравнению с понятием «структура» («общество») — центральным понятием структурного функционализма. Обращаясь к интеллектуальной истории, Тенбрук прослеживает траекторию понятий, определяя различные функции в социальном словаре XIX–ХХ веков. Фиксируются представления о культуре, разработанные в подходах М. Вебера и Т. Парсонса. Демонстрируется редуцированное использование понятия культура в парсонианской социологии (как универсальной нормативной сферы). Обосновывается роль репрезентативной культуры в обеспечении структурированности и инновационности (открытости) актуальных социокультурных процессов, что достигается благодаря относительной автономии (содержаний) культуры.
В данном фрагменте своей центральной работы «Поле сознания» Арон Гурвич излагает концепцию порядков существования. Ключевым предметом внимания в этой концепции является помещенность любого объекта в бесконечно протяженный контекст. Критикуя теорию конечных областей смысла Альфреда Шюца, Гурвич показывает, что помимо анализа способов отношения к миру в естественной установке и производных от нее миров необходимо рассмотреть, как конституируется тот или иной мир в его единстве и целостности. С точки зрения Гурвича, каждый порядок существования получает единство благодаря специфическому для него принципу релевантности, функцию которого в мире реальности выполняет объективированное время.
Сборник продолжает выпущенную в конце 1970-х годов серию аналогичных изданий, которые, вследствие своего небольшого тиража, высокой информативности и широты охвата материала, давно уже стали библиографической редкостью. Собранные в нем статьи посвящены основным направлениям западной социологии, популярным в 1920-1950-е гг.: социологический позитивизм (неопозитивизм, бихевиоризм, физикализм, структурный функционализм, теория социального обмена) (статья М.С. Комарова); дюркгеймовская социологическая школа (А.Б. Гофман), социология П.А. Сорокина (И.А. Голосенко), теория социального действия Т. Парсонса (В.В. Пациорковский), психоаналитическая социология (фрейдизм, постфрейдизм) (С.А. Эфиров), понимающая социология (концепции К. Поппера, представителей Франкфуртской школы, А. Шюца и П. Уинча) (Л.Г. Ионин). Авторы приводят развернутый анализ основных особенностей представителей этих школ, предпосылок возникновения каждого из этих направлений, истории их становления, развития и упадка в указанный период. Авторский коллектив составляют лучшие представители отечественной истории социологии,и сборник вполне отражает отношение социологов СССР к освещенным в нем проблемам. Может быть полезен современным специалистам по советской социологии.
Статья посвящена изучению взаимодействия на сайтах анонимных вопросов. Логика, на основании которой выстраивается коммуникация в ситуации взаимодействия лицом к лицу, в некоторых чертах схожа с тем, как происходит выстраивание взаимодействия в интернет-реальности. Полностью перенести все элементы на виртуальную действительность невозможно, поскольку взаимодействие в ней имеет свои особенности, а именно отсутствие физического соприсутствия и анонимность виртуального собеседника. В результате антектного опроса 158 респондентов было выделено четыре группы структурных элементов специфической ситуации взаимодействия на сайтах вопросов и ответов.