• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Дьёрдь Лукач и марксисткая критика гегельянского понятия государства

С. 145-150.

Чрезвычайную важность государства для Гегеля отмечали его оппоненты как «слева» (Дьёрдь Лукач), так и «справа» (Карл Поппер). Безусловно, Гегель гипостазировал государство, превратив его один из ключевых элементов своей философии истории. В докладе будет изложено понимание государства из работы «Философии истории», затем рассмотрена критика гегельянского государства в сочинении Дьёрдя Лукача «Молодой Гегель».
Государство, как будет показано ниже, является для Гегеля конкретным принципом, воплощающим развитие отвлечённой идеи духа в истории. Действующий принцип истории делится на два момента — свободу и индивидуальные деятельность, желания и страсти людей.
Ключевой тезис Гегеля таков: чтобы свобода осуществилась, первый момент должен соединиться со вторым. Свободе как всеобщему моменту необходима деятельность человека как конкретный момент, чтобы реализоваться в истории. То, что разум заставляет действовать для себя страсти, а сам в качестве всеобщей идеи остаётся  на заднем плане, недосягаемым (для неспекулятивного взгляда), Гегель называет "хитростью разума".
Гегель характеризует государство как "единство всеобщего, существенного и субъективного хотения, а это и есть нравственность". Государство - осуществление свободы, то есть абсолютно конечной цели духа в истории.. Она - такой предмет всемирной истории, в котором свобода получает свою объективность "и существует, наслаждаясь этой объективностью"”.
В своей работе "Молодой Гегель" Дьёрдь Лукач пишет, что перспективой развития для немецкого мыслителя оказывается не снятие государства вообще, а восстановление свободных непозитивных (то есть не тотальных, не абсолютных) государств. В Йенских лекциях 1805—1806 гг. Гегель меняет свою позицию и утверждает, что все  государства были созданы путем насилия, а его создателями были великие люди (те, кого он позже назовёт всемирноисторическими личностями). Гегель, безусловно, гипостазирует государство, отказывается видеть в нём систему власти и подчинении, механизм частных интересов классов и групп - государство для него это непременно всеобщая идея, воплощающая разум и свободу. Гегель отказывался видеть движущую силу развития истории во внутренней диалектике народов; он уделяет внимание, прежде всего, всемирно-историческим противоречиям, возникающим между народами.