• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Media and Information Literacy and the Culture of Open Government: A Common Genesis

P. 119-130.

В статье показано, что понятия «медийно-информационная грамотность» и «культура открытого правительства» имеют общий генезис, обусловленный тесной взаимосвязью между четырьмя социальными макросубъектами: средствами массовой информации, находящимися в «треугольнике Галтунга», который образован государством, капиталом и гражданским обществом. Формирование культуры открытого правительства отражает одну из сторон этого треугольника – связь между государством и гражданским обществом. Однако развитие общества происходит таким образом, что ни один из перечисленных макросубъектов не может развиваться без развития остальных. Развитие медиасферы, которое обуславливает развитие медийно-информационной грамотности, происходит конгруэнтно развитию остальных компонентов. Это, собственно, и означает, что между процессами формирования культуры открытого правительства и развитием медийно-информационной грамотности существует тесная связь. На это также указывает и одновременное появление в конце 1960-х – начале 1970-х годов публикаций в научной литературе, вводящих, с одной стороны, термин «открытое правительство», а с другой – термин «медиаграмотность». В то же время общий генезис понятий «медийно-информационная грамотность» и «культура открытого правительства» не означает их тождество и необходимость объединения под единым зонтичным термином «медийная, информационная и гражданская грамотность». Если категории «медиа» и «информация», а также производная от них «медийно-информационная грамотность» имеют общую информационно-коммуникационную природу, то понятие «гражданская грамотность» выходит далеко за пределы информационно-коммуникационных процессов в сторону реального социального действия.