?
Теория джихада и её эволюция в доосманский период
С. 1-12.
Статья посвящена изучению развития теории джихада в доосманский период. В первой части работы представлены ключевые аспекты феномена джихада в 7-13 вв. Затем авторы переходят к исследованию теории джихада и особенностям применения её на практике в Египте и Сирии 13-15 вв., при этом особое внимание уделяется трудам выдающихся мыслителей мусульманского позднего Средневековья.
Язык:
русский
В книге
Вып. IV. , издательство Российско-Армянского университета, 2019
Зеленев Е. И., Озеров О., Международная жизнь 2019 № сентябрь С. 70-79
Многим еще памятны события 1990-х годов в одной из крупнейших африканских (точнее, афро-азиатских) стран - Египте, тогдашнее руководство которого, допуская деятельность «умеренных исламистов» - легального крыла «Братьев-мусульман», вело неустанную борьбу против «исламского террористического подполья», тех же «Братьев-мусульман», но настроенных радикально антигосударственно. Именно тогда под обобщающим понятием «Братья-мусульмане» стали подразумевать совершенно разные группировки и ячейки (по ...
Добавлено: 22 сентября 2019 г.
Исаев Л. М., Зеленев Е. И., Полития: Анализ. Хроника. Прогноз 2019 Т. 95 № 4 С. 111-131
Добавлено: 4 декабря 2019 г.
Зеленев Е. И., Озеров О., Международная жизнь 2019 № декабрь С. 60-73
Феномены «лиминальности» и «реисламизации», вызванные расколом исламской теологической элиты на умеренное большинство (минималистов) и радикально настроенное меньшинство (максималистов), получили распространение в ряде арабских стран в том числе Северной Африки и многих странах Африки южнее Сахары со значительным исламским населением. ...
Добавлено: 22 декабря 2019 г.
Зеленев Е. И., Исаев Л. М., Iran and the Caucasus 2020 Vol. 24 No. 3 P. 325-345
Добавлено: 28 августа 2020 г.
Илюшина М. Ю., Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 13. Востоковедение. Африканистика 2016 № 3 С. 46-54
Аль-Малик ан-Насир Зайн-ад-Дин ’Абу-с-Са‘адат Фарадж (1399–1412) пришел к власти согласно воле и завещанию своего отца, основателя Султаната черкесских мамлюков (1382–1517) Баркука (1382–1399). Период его правления был ознаменован длительным политическим кризисом, в ходе которого определились основные принципы формирования черкесской политической элиты. ...
Добавлено: 17 октября 2016 г.
Костенко В. В., Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены 2017 № 1 С. 97-120
В статье анализируется отношение мигрантов – мусульман в Западной Европе к гендерному равноправию на рынке труда, измеренному с помощью вопроса «Когда работы мало, у мужчин должен быть приоритет при трудоустройстве». С помощью многоуровневого неиерархического регрессионного анализа объединенных баз данных «Европейского социального обследования» (ESS), «Всемирного исследования ценностей» (WVS) и «Европейского исследования ценностей» (EVS) установки мигрантов одновременно ...
Добавлено: 23 февраля 2017 г.
Илюшина М. Ю., В кн. : XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки: К 150-летию академика В. В. Бартольда (1869-1930). Т. 1.: СПб. : Студия НП-Принт, 2019. С. 129-131.
В докладе рассмотрены особенности смены правителя в Султанате мамлюков Бурджи (1382-1517). С 1382 по 1517 г. на мамлюкском престоле последовательно сменяли друг друга двадцать четыре султана, и только восемь из них получили власть по наследству. Краткие периоды, как правило, формального пребывания у власти наследников престола играли роль своеобразного переходного этапа, позволявшего эмиру, который обладал наибольшим политическим весом, ...
Добавлено: 5 февраля 2020 г.
Serge A. Frantsouzoff, Scrinium: Journal of Patrology and Critical Hagiography 2020 Vol. 16 P. 367-374
A majority of the sources on medieval Ethiopia are written in the Gǝ‘ǝz language in the “genre” of history. However, some texts written in Arabic remain equally important. Among such texts the missive addressed by a ruler of Ethiopia to the Mamluk Sultan Baybars (known as al-Malik al-Ẓāhir) in AH 673 / AD 1274–75 is of considerable interest. The ...
Добавлено: 10 ноября 2020 г.
Зеленев Е. И., Озеров О. Б., В кн. : Исламские радикальные движения на политической карте современного мира. Том 4. Зона Сахары-Сахеля и Африканский Рог. : М. : Институт Африки РАН, 2020. С. 29-42.
Феномены «лиминальности» и «реисламизации», вызванные расколом исламской теологической элиты на умеренное большинство (минималистов) и радикально настроенное меньшинство (максималистов) 2 , получили распространение в ряде арабских стран, в том числе Северной Африки, и многих странах Африки южнее Сахары со значительным исламским населением. Радикализация части исламской политической элиты характеризуется повышением политической и военной активности мусульман-максималистов и расширением ...
Добавлено: 21 декабря 2020 г.
Зеленев Е. И., Азия и Африка сегодня 2015 № 5 С. 27-33
Методологически меньшинства не бывает без большинства и, наоборот, обнаружение большинства неизбежно сопровождается выявлением меньшинства. Практически во всех арабских странах, подверженных кризисным процессам 2011-2012 гг. и позднее, конфликт по линии раздела "меньшинство"- "большинство" определяет общий политический ландшафт. Этот тип конфликта проявляется в рамках кризиса политической идентичности, толкая личность к союзу с той или иной политической силой, ...
Добавлено: 9 июня 2015 г.
Титков А. С., Социологическое обозрение 2012 Т. 11 № 2 С. 122-130
Джеффри Александер на примере Египетской революции 2011 г. оспаривает «реалистические» (структурные) объяснения социальных изменений и представляет возможности альтернативной им модели «социального перформанса», учитывающей влияние коллективных символических репрезентаций. Составляющими «социального перформанса» автор выделяет: базовые культурные классификации (бинарные оппозиции «сакральное — профанное»); нарративы на основе базовых оппозиций; группы-носители (carrier groups), составляющие сценарий (script) революционного перформанса; мизансцена с ...
Добавлено: 21 ноября 2012 г.
Anna Afanasyeva, , in : Islam, Society and States across the Qazaq Steppe (18th - Early 20th Centuries). : Wien : Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 2013. Ch. 6. P. 143-180.
Добавлено: 4 января 2015 г.
Носачев П. Г., Богословский вестник 2021 № 4 С. 303-309
Рецензия на книгу Rassool G. H. Evil Eye, Jinn Possession, and Mental Health Issues: An Islamic Perspective. London; New York (N.Y.): Routledge, 2019. 330 p. ...
Добавлено: 10 января 2022 г.
Зеленев Е. И., Илюшина М. Ю., Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки 2021 Т. 23 № 1 С. 55-71
Статья посвящена изучению развития теории и практики джихада в период правления черкесских султанов в Египте и Сирии (1382–1517). Цель исследования – проследить развитие ключевых аспектов концепции джихада, выявить особенности ее восприятия в государстве мамлюков. В качестве существенной характеристики теории джихада в мамлюкский период выделена трактовка джихада как farḍ al-ʿayn – личной обязанности каждого мусульманина.
В изучении ...
Добавлено: 10 мая 2021 г.
Илюшина М. Ю., Восток. Афро-азиатские общества: история и современность 2016 № 2 С. 20-29
В первой части статьи представлен краткий обзор истории коллекции арабских рукописей библиотеки Лейденского универси-тета, при этом особое внимание уделяется деятельности Я.Голиуса (1596–1667), Л.Варнера (1619–1665), И.-Я.Рейске (1716–1774) по пополнению и изучению собрания. Во второй части перечислены наиболее значимые рукописные сочинения по истории Султаната мамлюков, отмечены рукописи, представляющие собой великолеп-ные образцы каллиграфии и иллюминации рукописной книги мам-люкского ...
Добавлено: 17 октября 2016 г.
Магомедов К. А., Миграционное право 2018 № 4 С. 5-9
Статья посвящена анализу концептуальных начал исламского подхода к правовому статусу иноверцев. Такие исходные принципы лежат в основе всех конкретных предписаний шариата, касающихся прав и обязанностей немусульман в мусульманском государстве. Исламский подход к правовому статусу иноверцев менялся на протяжении веков, но его концептуальные начала оставались незыблемыми. В работе приведены положения из Корана и Сунны пророка Мухаммеда, ...
Добавлено: 27 марта 2019 г.
Зеленев Е. И., Илюшина М. Ю., Iran and the Caucasus 2021 Vol. 25 No. 4 P. 352-365
Добавлено: 18 октября 2021 г.
Кулиев Д. Т., В кн. : Сборник докладов XI Московской юридической недели: XX Международная научно-практическая конференция XXII Международная научно-практическая конференция Юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. В 5 ч. Том. Часть 2. Ч. 2. Т. 2.: М. : Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2022. С. 516-519.
Как известно, ius es ars boni et aequi (право — искусство добра и справедливости). Из этого следует, что право существует для того, чтобы менять жизнь людей к лучшему и способствовать развитию справедливости в обществе, то есть обеспечивать благополучие человека. ...
Добавлено: 3 июня 2022 г.
Заиченко Н. А., Заиченко Л. И., Рубашкин Д. Д. и др., Каз. : Издательство Казанского университета, 2020
Настоящая статья содержит описание методологии и первых результатов исследования, проводимого при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (2020–2022 гг.). Целью междисциплинарного проекта является анализ проблем управления образовательными отношениями в период цифровой трансформации. Фокус данной статьи – тема цифровизации образования, в частности, проблема трансформации отношений в сфере образования при переходе системы из традиционной в цифровую среду. Цифровизация ...
Добавлено: 11 сентября 2020 г.
Бондаренко В. С., В кн. : Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2023». : М. : МАКС Пресс, 2023.
Джихад, являясь важной составляющей исламского религиозного дискурса, возник еще при жизни пророка Мухаммада, как средство сначала мирного, а позднее насильственного распространения ислама. На протяжении истории существования мусульманской уммы, под влиянием исторических событий, менялось не только отношение верующих к джихаду, но и основные тенденции развития концептуальных подходов к этому явлению. В семиотическом плане джихад не подразумевает ...
Добавлено: 2 ноября 2023 г.
Илюшина М. Ю., Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 13. Востоковедение. Африканистика 2014 № 1 С. 35-43
В статье представлен обзор арабских источников по истории мамлюкского Египта (XIII-XVI вв.), имеющихся в рукописном собрании Берлинской государственной библиотеки. Наряду с широко известными хрониками и энциклопедиями упомянуты неопубликованные сочинения, некоторые из них описаны более подробно, приводится перевод отрывков из двух рукописей по фурусии. ...
Добавлено: 15 июня 2014 г.
Алексеев А. К., В кн. : XXXI Международный конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки: Россия и Восток. К 100-летию политических и культурных связей новейшего времени. 23–25 июня 2021 г.: Материалы конгресса. Т. 1.: Студия НП-Принт, 2021. С. 121-122.
В материалах доклада рассматриваются основные программные документы (книги, брошюры, конспекты и т.д.), составленные основателями Организации муджахединов иранского народа (ОМИН) и их использование для идеологической подготовки новых членов движения. ...
Добавлено: 29 октября 2021 г.
Дмитриев М. В., В кн. : Средневековая Европа: Восток и Запад. : М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015. С. 233-324.
Статья отталкивается от констатации, что господство сравнительно терпимого или сравнительно индифферентного отношения русских властей, духовенства и общества Московского государства в XV — XVII вв. к не-православным религиозным традициям – это установленный исследователями факт российской истории. Рассмотрение же ряда релевантных текстов, отраз-ивших взгляд православной культуры Московской Руси на «иноверцев» (особенно – на мусульман), позволяет утверждать, что ...
Добавлено: 22 октября 2016 г.
М. : Исламская книга, Совет муфтиев России, 2018
Сборник посвящен памяти советского и российского этнографа и востоковеда-тюрколога, одного из крупнейших исследователей этнографии и истории народов Центральной Азии, доктора исторических наук, научного сотрудника Института истории АН Таджикской ССР (1945-1956), Института этнографии АН СССР (1956-1990), Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая (1990-1992 - АН СССР, 1992-2000 - РАН) Балкис Халиловны Кармышевой. В сборнике представлены ...
Добавлено: 12 мая 2020 г.