• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Художественный нарратив русского прошлого: материал и технологии создания

С. 117-140.

В статье реконструированы обстоятельства заключения конвенций показа и видения, на основе которых художники начала XIX века смогли создать первые образы русского прошлого. Автор считает, что культурная ситуация России породила приоритет визуального языка в национальном проекте. Низкая грамотность не позволяла элитам надеяться на вербальные нарративы в деле формирования национального воображения. Именно поэтому исследователи не обнаруживают убедительных письменных  свидетельств русского национального сознания в XVIII и первой трети XIX века. В контраст их безуспешным попыткам, анализ визуального языка позволяет выявлять элементы национального мышления. 1830-е годы Вишленкова определяет как перелом в способах видения русского прошлого: изменилась конвенция между художниками и потребителями их продукции, в результате чего символические образы оказались замещены образами документальными. Изменение соглашения сделало исторические полотна мастеров начала XIX века архаичными, а использованный ими язык непонятным.