• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Легкость наименования пространственных признаков и формирование новых понятий детьми 7 и 9 лет

Какова связь между лексиконом человека и процессом познания? Многочисленные исследования показывают, что названия объектов ускоряют категориальное научение. В нашем предыдущем исследовании мы показали, что наличие названий для местоположения признаков объекта тоже помогает научению новым правилам категоризации (Котов, Жердева, в печати). В настоящем эксперименте мы оценили выраженность данного эффекта в онтогенезе, сравнив формирование новых понятий у детей 7 и 9 лет. Испытуемые учились различать два вида инопланетян по знакам на их ноге. Мы варьировали местоположения знаков на силуэтном изображении ноги. В условии с высокой называемостью местоположения знаки располагались на тех частях ноги, для которых есть общепринятые названия (например, «пятка»). В условии с низкой называемостью — на тех, для которых используются редкоупотребляемые названия (например, «ахилл»). Формируемое правило требовало нахождения связи места знака и его изображения. В результате мы обнаружили, что только девятилетние испытуемые успешнее формировали понятие в условии с высокой называемостью местоположения, чем с низкой. Испытуемые в возрасте семи лет, несмотря на такое же успешное научение, не различались относительно легкости называния местоположений. Данные результаты обсуждаются в связи с развитием способности к формированию лексических категорий в ходе онтогенеза.