• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

"The eye listens": light music and visual perceptions by James Turrell

P. 235-240.

Основным объектом наших научных рефлексий является исследование уникального оптического пространства в световых инсталляциях американского художника Джеймса Таррелла. Несмотря на большое количество  отзывов на художественные проекты Таррелла и  многочисленные авторские интервью, следует признать, что до сих пор не написано фундаментальных научных статей и монографий, посвященных проблеме теоретических разработок Таррелла в области сенсорной синестезии и светового восприятия, и феномен светового перформанса художника остается вне поля научного внимания. Невозможно заполнить все исследовательские лакуны, но изучение иммерсивной среды и природы света в концептуальных проектах Таррелла требует, на наш взгляд, апелляции к опыту психологии восприятия, гештальт философии и  предшествующего светового искусства. Визуальный опыт по созданию световых эффектов  всегда привлекал  Таррелла и современных американских художников. Новую работу взгляда исследовали калифорнийские художники,  которые экспериментировали со светом и восприятием в конце 1960-х – начале 70-х гг. ХХ века.  В своих световых инсталляциях он  установил нетрадиционные отношения между пространством и его границами, образом и изображением, перспективой и глубиной. Световые иллюзии и особые оптические эффекты структурировали новую визуальность и утверждали оптическую пустоту как tabula rasa. Важную роль сыграло и увлечение Таррелла психологией восприятия, которую он  изучал  в  Claremont Graduate School in Claremont  в  Калифорнии. Художник исследует феномены восприятия и особый визуальный опыт по созданию оптических иллюзий, которые позволяли зрителям становиться участниками светового перформанса. Большое влияние на эксперименты художника оказал  Марк Ротко, его концепция живописи цветового поля. Освобождая цвет от фиксированной формы, Ротко стремился воздействовать на внутреннее душевное состояние зрителя. Бескрайнее пространство картин и пульсация цвета – те доминанты, которые способны влиять на человека —  «повернуть  глаза зрачками в душу».

В книге

Vol. 6: 6th SWS International Scientific Conference on Arts and Humanities 2019. Conference proceedings.. Iss. 1. STEF92 Technology Ltd., 2019.