Глава
Выставки сюрреалистов 1930-хх годов: «лирическая суперструктура» и архивация памяти
Глава посвящена исследованию сюрреалистических выставок и коллективного творчества сюрреалистов
In the current study, we evaluate relations between parameters of the ideas exchange process and individual creativity. The following parameters of creativity were analyzed: productivity, flexibility, and originality. Effects of ideas sharing on parameters of creativity were assessed in an idea exposure paradigm. Stimulus ideas were subdivided into 4 semantic categories: with high level of novelty; with low level of originality; of aggressive content; "silly". The hypotheses were that the individual creativity is influenced by the semantic characteristics and the way of the exposure of stimulus ideas; that the originality of subject's ideas depends on the level of novelty of stimulus ideas. We analyzed obtained data using structural equation modeling (SEM). Experimental results showed the most intensive changes in creativity in groups, where ideas with high level of novelty, as well as "silly", "senseless" had been exposed. The results of the study could be applied to a practice of generation of novel ideas and their assessment, as well as to various procedures and stages for the stimulation of individual creativity.
Для авангардного искусства, а особенно для сюрреализма, характерен определенный набор коллективных практик, направленных на реализацию нехудожественных целей: завоевание легитимности, борьбу с конкурентами, приобретение символической власти. Однако иногда коллективные высказывания и взаимодействия служат раскрытию творческого потенциала как всей группы, так и отдельных ее участников. Для сюрреалистов период «творческих коллективных взаимодействий» приходится в основном на 1920-е годы, и группа в этот период воспринимается как поле художественного эксперимента. Совместно сюрреалисты создают ряд произведений, оттачивают техники и разрабатывают сюрреалистический канон. Влияние коллективного мышления на индивидуальное творчество в 1920-е приводит к тому, что сюрреалисты начинают вводить в неколлективные произведения отсылки к участникам группы, фактически то превращая в героев романа, то делая частью изменчивого сюрреалистического текста.
Образцами подобного включения участников группы в художественный текст можно считать произведения Р. Десноса «Рроз Селяви» и Ж.-А. Буаффара «Номенклатура»: в них авторы намеренно вводят имена сюрреалистов, чтобы затем подвергнуть их преобразованию в духе автоматического письма. С одной стороны, появление имен собственных в текстах служит консолидации группы, созданию и укреплению внутригрупповых связей, но, с другой стороны, подобное «цитирование» словно вводит читателя в мир сюрреалистического текста и включает его в словесную игру. Будучи частью ирреального мира, сюрреалист своим присутствием в нем доказывает реальность его существования.
В статье рассмотрены сюрреалистические идеи для мероприятий и рекламных кампаний, применение которых авторы иллюстрируют конкретными примерами.
В данной статье мы предпринимаем попытку разграничить миф коллективный и миф индивидуальный во французском сюрреализме, а также разобрать различные аспекты создания и функционирования «мифообразов» в творчестве 20-х годов и социального мифа 30-х. Особенности строения группы и эволюция творческих практик отразилась и на созидании мифов: особое поле коллективного чувствования, с одной стороны, обладает богатым потенциалом мифологизации объектного мира, пространства и времени, а с другой стороны, делает социальный / групповой миф принципиально невозможным.
В данной работе рассматривается особый статус языка в творчестве сюрреалистов 20-х годов, а также его роль в формировании иного поля восприятия и усложнения персептивных практик. Увлечение словом в сюрреализме в самом начале 1920-х, научный подход к вивисекции слова как объекта приводят к возвеличиванию слова и наделению его сакральными функциями, что, в свою очередь, ведет к усложнению восприятия словесной действительности и ее постепенному отмиранию / заглушению.