Глава
The problem of consciousness in Vygotsky’s cultural-historical psychology
В книге
Автор размышляет над книгой: В. Зинченко, Б. Пружинин, Т. Щедрина Истоки культурно-исторической психологии: философско-гуманитарный контекст. М., РОССПЭН, 2010.
В условиях быстро растущей мировой экономики БРИК объединяет новые развивающиеся рынки стран Бразилии, России, Индии и Китая. Возможности экономик этих стран значительно улучшили уровень жизни населения, но в тоже время оказали сильное влияние на трансформацию социальной структуры, норм и ценностей обществ каждой страны. Мировая общественность все больше сосредоточена на анализе развития микроэкономики регионов, а изучение социальных изменений часто остаются в стороне, сравнительные исследования социальной структуры стран БРИК еще более редки. Это пособие - результат совместной работы ведущих социологов стран БРИК. Своими исследованиями они заполнили пробелы в существующей литературе, сфокусировав основное внимание на анализе изменений и перспектив социальной стратификации, осветив такие темы как социальные классы, неравенство в образовании и доходах, стили потребления, классовое сознание и ценности. Каждая тема представлена работами авторов всех четырех стран. Данное масштабное сравнительное исследование позволяет читателю не только получить информацию о растущей экономике и социальных изменениях, но и понять как эти развивающиеся страны с совершенно разными историческими, географическими, культурными, языковыми, религиозными и политическими особенностями могут объединить свои практики для решения единых социальных проблем. Читателям предоставлена уникальная возможность изучить глубинные структурные изменения обществ БРИК, определяющие будущее этих стран, а в глобальной перспективе, формирующие социально-экономическую картину всего мира.
В главе обсуждается конвергенция в развитии когнитивной науки (появление таких новых исследовательских областей, как воплощенное познание, контекстно-обусловленное познание, эмоциональное познание, распределенное познание и новые исследования в области когнитивного развития) и фундаментальных принципов культурно-исторической психологии.
The first part of this book is devoted to the old problem of fundamental motivations that can hardly be approached in another way, other than theoretically. The second part of the book is devoted to new or rather marginal concepts that seem capable to enrich general models of motivational processes. Part three of the book deals with the issues of self-regulation and self-determination; in the last two decades the problems of motivation can be hardly dealt with without touching these issues. The focus of the last part of the book is cultural context and cultural mediation of motivation. This book was planned not as a collection of discoveries to be considered, but rather as a collection of nontrivial views that may turn helpful for making a better sense of the discoveries actually made. (Imprint: Nova)
В статье проводится мысль о том, что культурные и индивидуальные ценности связаны друг с другом не прямо, а через сознание и деятельность, что предполагает целостное единство культурно-исторического и деятельностного методологических подходов в психологических исследованиях. Деятельность оказывает решающее влияние на формирование сознания и личности: она лежит в их основании. В культурно-историческом подходе таким основанием, своего рода единицей анализа сознания и личности, является ценностно ориентированное переживание. Необходимость интеграции деятельностного и культурно-исторического подходов лежит в целостной онтологии психики, поведения, деятельности, переживания, смысла, сознания, личности, культуры и ее ценностей.
В статье анализируются попытки осмысления самодентификации на основании самореференции и самоописании, и показывается, что такой подход позволяет выявить только формальное, а не реальное основание самоидентичности.
В статье рассматриваются условия или предпосылки овладения языком и культурой. Вслед за Г. Г. Шпетом, А. А. Ухтомским, М. Хайдеггером, Н. А. Бернштейном и В. В. Бибихиным, автор называет их доопытным началом. Такое «начало» рассматривается как непосредственная интеллигибельная интуиция, душевный интеграл, недифференцированное единство: понимаю, мыслю, могу. Непосредственность начала не означает его примитивности. Путь развития неопосредованного доопытного начала есть его дифференциация, осуществляющаяся в совокупном действии, в слиянном общении, благодаря которым строятся многообразные формы опосредованного культурой поведения. Развитие последних затрудняет непосредственность восприятия и понимания мира, общения с себе подобными, но и обогащает эти акты. Чередование и взаимодействие непосредственности и опосредованности рассматривается как непременное условие человеческого развития и продуктивной деятельности. Автор ставит под сомнение принятое в культурно-исторической психологии разделение психических функций на натуральные, низшие; и культурные, высшие.
Теория сознания как системы деятельностей
Авторов книги объединила не только юбилейная дата, отмечаемая в 2011 году, - 80-летие академика РАО, доктора психологических наук, ординарного профессора НИУ-ВШЭ Владимира Петровича Зинченко, но и проблематика культурно-исторической психологии, над которой юбиляр плодотворно работает сегодня. В настоящее издание включены тексты, посвященные философским основаниям культурно-исторической психологии, проблемам культурно-исторического подхода в психологических исследованиях, а также осмыслению традиций отечественной психологии, сложившихся в России в XX веке.