• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Взаимодействие предприятий и колледжей: опыт Китая и Индии

С. 56-75.

Усиление роли работодателей в вопросах подготовки кадров, прямые контакты между образовательными организациями и предприятиями – это один из ключевых приоритетов государственной политики в сфере профессионального образования последних десятилетий. Сегодня работодатели и органы управления образованием в субъектах Российской Федерации совместно формируют стратегии развития рынка труда и системы образования, формируют требования к качеству подготовки выпускников. Квалификационные характеристики исполнителей, определенные в профессиональных стандартах, отражаются в содержании образовательных стандартов и программ, а прием на обучение по профессиям и специальностям СПО устанавливается на основе прогнозов кадровых потребностей экономики российских регионов. Профессиональные образовательные организации интегрированы в национальную квалификационную систему. Номенклатура образовательных программ СПО и присваиваемые на их основе квалификации гармонизированы с уровнями квалификации, установленными для российского рынка труда. Все это обеспечивается за счет формирующихся на протяжении последних 15-20 лет институтов (уровни квалификации, профессиональные стандарты, независимая оценка квалификаций), на основе которых поддерживается баланс спроса и предложения рабочей силы, обеспечивается соответствие результатов деятельности системы профессионального образования актуальному и перспективному спросу на квалификации и компетенции.

         Важно отметить, что взаимодействие бизнеса с системой среднего профессионального образования не распространяется на сферу финансирования. Основные обязательства по финансированию системы СПО несет государство – сегодня основная масса колледжей и профессиональных училищ содержится в основном за счет средств учредителей – министерств образования субъектов Российской Федерации. Что касается работодателей, они, как правило, не готовы платить за профессиональное образование, предоставляемое в организациях СПО. Предприятия могут предоставить колледжам базу для проведения студенческой практики, направить своих представителей в государственные аттестационные комиссии, принять участие в обсуждении учебных планов и программ СПО. В то же время большинство российских работодателей не инвестируют в инфраструктуру колледжей и училищ и не платят организациям СПО за профессиональное обучение собственного персонала. Доля предприятий в структуре доходов системы СПО за последние 20 лет никогда не превышала 5%.

         В этом состоит один из серьезных вызовов для системы государственно-частного партнерства в профессиональном образовании. Сегодня бюджетное финансирование системы СПО обеспечивает лишь текущие потребности профессиональных образовательных организаций. Чтобы своевременно обновлять лабораторную и учебно-производственную базу, колледжи нуждаются в дополнительных инвестициях, а их учредители в большинстве российских регионов не в состоянии обеспечить приток дополнительных финансовых ресурсов.

Как в этих условиях обеспечить подготовку студентов колледжей на уровне современных технологических стандартов? Как преодолеть хроническое недофинансирование, когда устаревшее оборудование и отсталая инфраструктура образовательных организаций не позволяет обеспечить должное качество подготовки студентов? Как добиться баланса между государственными и частными вложениями в систему профессионального образования и подготовки? Эти вопросы находятся сегодня на острие дискуссий в образовательном сообществе и требуют продуманных и взвешенных решений.

В книге

Факторович А. А., Смирнова Ю. В., Клинк О. Ф. и др. Вып. 2. М.: АНО "Национальное агентство развития квалификаций", "Полиграф сервис", 2018.