?
«Перемеха»: фантазийная игра детей села Лядины Каргопольского района Архангельской области
Развитие детского воображения и фантазии, как источника творческого потенциала человека, во многом, происходит в детстве. Одно из ключевых пространств развития творческого начала детей дошкольного возраста – режиссерские и сюжетно-ролевые игры. Принято считать, что в младшем школьном возрасте в качестве источника развития выступает учебная деятельность. Но форма ее организации в школе, зачастую, подавляет воображение и фантазию детей. В детской психологии и этнографии детства известен (но мало изучен) феномен фантазийных игр в страны-утопии и воображаемые миры, в которые играют младшие школьники, порой несколько лет. В статье анализируется данный феномен на основе различных источников сведений об игре (автобиографические воспоминания взрослых о собственной детской игре и материалы игры, сохранившиеся у взрослых с детства). Летом 2018 года в экспедиции в село Лядины Каргопольского района Архангельской области удалось зафиксировать (в том числе с видеофиксацией) живое бытование фантазийной игры «Перемеха». В этой игре дети уже несколько лет создают воображаемые миры, перемешивая информацию из разных источников (фильмов, аниме, видеоигр, опыта школьного жизни и др.). Описывается содержание игры и основные способы ее бытования. В этой особой форме жизни детского сообщества поддерживается и развивается воображение и творческое начало ее участников.