• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Обучение иностранному языку для специальных целей: пути повышения эффективности учебного процесса

С. 241-250.

В статье рассматриваются новые аспекты повышения эффективности учебного процесса в контексте
комплексного подхода к обучению иностранному языку, что призвано заполнить пробел в области практического
применения теории повышения эффективности учебного процесса. Основной целью исследования является
определение возможных путей повышения эффективности учебного процесса в обучении бакалавров иностранному
языку для профессиональных целей. К задачам исследования относятся: анализ существующих подходов к понятию
«эффективность учебного процесса», под которым понимается «установление наиболее целесообразного способа
взаимодействия студента с преподавателем, при котором результирующая характеристика самого процесса
достигает наивысшего показателя»; рассмотрение вопросов определения и выбора критериев эффективности
учебного процесса, относящиеся как к деятельности педагога, так и к деятельности обучающихся (принимая
во внимание, что от их правильного отбора, в конечном счете, будет зависеть сама эффективность
достижения поставленных дидактических целей); поиск возможных путей повышения эффективности процесса
обучения. Обосновывается необходимость привлечения в процесс обучения соответствующих аутентичных
профессионально-направленных текстов как одного из способов повышения мотивации студентов к решению
иноязычных познавательных задач. Проведенное исследование показало, что значительный дидактический
потенциал аутентичных материалов может быть реализован лишь в рамках методически обоснованной
системы их включения в учебный процесс. Предлагается авторская методика включения аутентичных текстов
профессиональной направленности в процесс обучения при работе с будущими специалистами в области рекламы
и журналистики на примере учебного материала «Язык французской прессы». Новизна исследования состоит
в том, что впервые составленная автором учебно-методическая разработка, направленная на формирование
профессионально-ориентированных умений и навыков, была апробирована в группах студентов второго года
обучения, изучающих французский язык «с нуля». Полученные в ходе исследования результаты показали, что
в тех группах, которые занимались по данной методике, был достигнут более быстрый учебный результат,
чем в группах, которые не были вовлечены в подобную учебную деятельность. В статье представлены общие
рекомендации преподавателям - по подбору материалов, по развитию навыков обучающихся, по форме занятий,
по коммуникативному взаимодействию – для повышения эффективности собственного учебного занятия. На
рассмотрение профессионального сообщества выносятся конкретные вопросы по повышению эффективности
учебного процесса в контексте обучения иностранному языку для специальных целей путем повышения мотивации
обучающихся, привлечения профессионально-ориентированных текстов в процесс обучения, организации
коммуникативного взаимодействия в системе «преподаватель-студент».