• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Голливуд и бесконечное множество реальностей

С. 87-107.

В статье рассматривается одна тенденция в голливудском кино конца 1990–2000-х гг., когда единообразное, на первый взгляд, пространство фильма проблематизировалось, подвергалось тотальному сомнению, его структура начинала представлять собой «матрешку», где одни уровни пространства оказывались как бы «вложенными» в другие. В более простом варианте структуры («Шоу Трумана», 1998, «Темный город», 1998, трилогия «Матрица», 1999–2003, «Ванильное небо», 2001, и др.) уровней всего два: истинный и неистинный, но навязанный главному герою / героям извне. Эта разновидность лишь слабо выделяется на фоне других фантастических фильмов или психологических триллеров, где объективный мир до поры до времени скрыт за тотальным изображением субъективной (и искаженной) точки зрения персонажа. В иных, более радикальных случаях («Тринадцатый этаж», 1999, «Экзистенция», 1999, отчасти «Малхолланд Драйв», 2001, и т. д.) об истинности / неистинности пространства говорить невозможно: любой уровень диегесиса, который в данный момент демонстрируется зрителю, в следующем кадре может быть дискредитирован, а взаимопересекающихся пространств и связанных с ними реальностей в перспективе может оказаться бесконечное множество. Здесь сомнению подвергается уже истинность самой реальности, и голливудский фильм с таким сюжетом фактически превращается в видеотрактат об онтологическом релятивизме. В конце 1990-х гг. эта многоуровневая реальность объективирована — несмотря ни на что, у зрителя нет сомнений, что пространственная «матрешка» существует независимо от воли персонажей. В 2000-е она интериоризируется и субъективируется — оказывается замкнута внутри сознания главного героя, и именно это сознание, а не внешний мир (про который даже нельзя с уверенностью сказать, что он существует), представляет собой многоуровневую конструкцию пространств и порожденных реальностей. Достаточно близко приближается к этому «Малхолланд Драйв», а одними из наиболее ярких примеров интериоризации выступают «Пробуждение жизни» (2001), «Господин Никто» (2009) и «Начало» (2010). В статье выдвигается предположение, зачем Голливуду, чутко реагирующему на изменение массовых зрительских идеологий, в эти годы потребовался подобный уход в онтологический релятивизм и солипсизм.

В книге

СПб.: ИД "Петрополис", 2018.