Глава
Фобия логического пространства: Витгенштейн об отрицании и противоречии
Прослеживается эволюция взглядов Витгенштейна на отрицание и противоречие как развитие его грамматической теории от онтологии через феноменологию к терапии противоречия.
В книге
В статье анализируются правоприменительный опыт, законодательство и доктрина России по вопросу отказа в признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений по основанию противоречия такого признания и исполнения публичному порядку. Проводится разграничение категорий «внутренний публичный порядок» и «международный публичный порядок». Основными методами исследования являются сравнительный анализ и сравнительное правоведение. Статья затрагивает проблемы материального публичного порядка. Сделан вывод, что определение данной категории представляет собой серьезную проблему. В сравнении с этим категорию «процессуальный публичный порядок» определить несколько легче. Судебная практика не дает определения материального публичного порядка, но можно отметить принцип, на котором он основан – «система принципов и ценностей, составляющая национальный публичный порядок, не может не признаваться даже в международных делах». В российском законодательстве понятие «международный публичный порядок» прямо не закреплено, но из анализа соответствующих правовых норм можно сделать вывод, что при признании и исполнении иностранных арбитражных решений имеется в виду не просто «публичный порядок Российской Федерации», а публичный порядок с учетом международных обязательств Российской Федерации и характера отношений, осложненных иностранным элементом. В исследовании сделаны следующие выводы. В российском законодательстве, регламентирующем вопросы признания и исполнения иностранных арбитражных решений, необходимо прямо закрепить понятие «международный публичный порядок». Под ним предлагается понимать фундаментальные правовые принципы, обладающие высшей императивностью, универсальностью, особой общественной значимостью и составляющие основу экономической, политической, правовой системы с учетом международных обязательств Российской Федерации и характера отношений, связанных с иностранным правопорядком.
В статье рассматривается взаимодействие отрицания с эмоциональными каузативами. Определяется семантическая специфика эмоциональных каузативов по сравнению с прочими каузативами, в частности, их отношения с декаузативами. Устанавливаются факторы, влияющие на возможность отрицания каузативного компонента, а именно, несовершенный вид глагола, родовой референтный статус именной группы со значением причины, агентивность и конативность каузатива. Устанавливается и мотивируется связь между конативностью vs. ее отсутствием у агентивных каузативов и видом и статусом каузативного компонента в их значении (более близкий к ассертивному для конативов, более близкий к пресуппозитивному – для не-конативных). Устанавливается связь между типом эмоции и характерным для нее типом агентивных каузативов (конативные vs. не-конативные). Агентивные конативные каузативы характерны для базовых эмоций – страх, гнев, радость, грусть, удивление, стыд. Для разных типов эмоциональных каузативов постулируются разные каузативные компоненты, разные семантические структуры и разные аспектуальные свойства (отнесенность к третьему vs. четвертому типу видового противопоставления). Наибольшая степень конативности и, соответственно, ассертивный статус каузативного компонента свойственны трем эмоциональным каузативам – злить, веселить и пугать.
Ключевые слова: каузатив, декаузатив, агентивный, конативный, пресуппозиция, ассерция, семантическая структура, базовые эмоции.
В российский период советские мифологемы были отброшены, и начался этап всестороннего объективно изучения Витгенштейна. Были изданы два сборника: «Л.Витгенштейн как человек и мыслитель» (М., 1993) и «Философские идеи Людвига Витгенштейна» (М., 1996). Также в 1990 г. переводится работа «О достоверности», в 1994 г. «Философские исследования» и труды по математике, в 2000-е гг. серией переводов завершается публикация наследия Витгенштейна на русском языке. В В. Руднев выпускает наиболее полную на настоящий момент монографию о Витгенштейне: «Божественный Людвиг» (М., 2002). В 2007 г. творчество Витгенштейна достаточно полно осветил С.В. Никоненко в монографии «Аналитическая философия: основные концепции» (СПб., 2007). В этой книге была осмыслена роль и место Витгенштейна в контексте аналитической философии как таковой, впервые в отечественной традиции подвергнуто анализу влияние Витгенштейна в аналитической философии в целом. В 2000-2010-е гг. появляется ряд публикаций о разных сторонах философии Витгенштейна - П.Куслия, А.Никифорова, Г.Рогоняна, А.Веретенникова, В.Суровцева, В.Ладова, Е.Борисова, П.Касаткина, С.Данько и др.
Среди современных актуальных проблем исследования философии Л.Витгенштейна и его школы можно выделить следующие: соотношение логического и обыденного языка, роль языка в социальной коммуникации, семантика и прагматика, лингвистические критерии морали, язык искусства, тождество Я, сознание и язык, телесно-ментальный дуализм, реализм и антиреализм, лингвистические границы бытия и т.д. Появление новых теоретических проблем свидетельствует об актуальности и востребованности наследия Витгенштейна в России.
Рассматриваются возможности логической системы Льюиса Кэрролла, позволяющие объяснить ряд нетривиальных особенностей силлогистики, включая ее внелогические допущения об отрицании предиката и связки.
В статье анализируются теоретические перспективы возрождения социалистической утопии как своего рода «линии горизонта», которую нельзя пересечь, но которая может при этом быть видимой и как бы достижимой. Автор показывает, что постфордизм, капитализирующий и отчуждающий нематериальный труд, стал настоящей проблемой для радикального отрицания в рамках неомарксистской утопии, ибо в таких условиях любая социальная альтернатива подвергается опасности превратиться в часть капиталистической реальности. Подобное дисциплинарное могущество логики современного капитализма порождает не протест, а отказ от политического действия как такового. В этой ситуации радикальная марксистская утопия сворачивается до аффективного и нерефлексируемого отрицания. Ее творцы и сторонники просто не хотят быть в капиталистическом настоящем, устремляясь в своих ожиданиях в то будущее, которое не вырастет из современного капитализма, а будет не-капитализмом в принципе.
В статье ставится задача анализа творческой конструктивности акта воображения как существенного и трансцендентального условия сознания в феноменологии творчества раннего Сартра; обнаружения историко-философских предпосылок обозначенной позиции (в частности, точки зрения А. Шопенгауэра в трактовке способности эстетического созерцания), выявления аналогий намеченного подхода в теории искусства XX в. (речь идет о принципе преображения Н. Евреинова).
Работа представляет собой корпусное исследование факторов, которые влияют на разрешение неоднозначности сферы действия отрицания в предложениях с глаголом, отрицанием и квантором всеобщности. В подобных предложениях в СД отрицания может входить глагол, квантор или другая составляющая. Показывается, что на интерпретацию влияют следующие факторы: 1) синтаксическая функция составляющей, которая содержит кватор all; коммуникативная структура предложения; веридикативность; тип предложения с точки зрения речевых актов; прагматические импликатуры. Работа также показывает различия в частотности разных интерпретаций и формулирует типичные контексты для каждого типа интерпретации.