Глава
Совладающее поведение: о соотношении осознаваемого и неосознаваемого
В статье предлагается теоретическое обоснование понимания совладающего поведения как сложного установочного образования с уровневой структурой. В контексте обсуждения соотношения психологических защит и совладающего поведения выдвигается гипотеза о представленности в совладающем поведении осознаваемого и неосознаваемого уровней, отмечается необходимость исследования каждого уровня совладания с применением соответствующих методических приемов.
В книге
материалы V Международной научной конференции Кострома: в 2 томах
Рассматривается феномен субъективной витальности как философская проблема и как предмет научно-психологического исследования. В центре статьи находится проблема роли и статуса субъективной витальности в структуре личности. В зарубежных исследованиях субъективная витальность традиционно рассматривается как производная от личностной автономии и показатель субъективного благополучия личности. Представлены результаты серии эмпирических исследований (испытуемые - учащиеся школ и студенты). Результаты существенно расширяют представление о субъективной витальности и доказывают, что она играет важнейшую роль в процессе совладания с трудными обстоятельствами жизни и в развитии личности, являясь не только мерой психологического благополучия, но и полноценным личностным ресурсом.
Рассматривается феномен субъективной витальности как философская проблема и как предмет научно-психологического исследования. В центре статьи находится проблема роли и статуса субъективной витальности в структуре личности. В зарубежных исследованиях субъективная витальность традиционно рассматривается как производная от личностной автономии и показатель субъективного благополучия личности. Представлены результаты серии эмпирических исследований (испытуемые - учащиеся школ и студенты). Результаты существенно расширяют представление о субъективной витальности и доказывают, что она играет важнейшую роль в процессе совладания с трудными обстоятельствами жизни и в развитии личности, являясь не только мерой психологического благополучия, но и полноценным личностным ресурсом.
Учеба в ВУЗе - один из тех видов деятельности, при которой человек испытывает значительную умственную и нервно-эмоциональную нагрузку. Гипотезой работы стало предположение о том, что такие личностные характеристики как жизнестойкость и самоэффективность, а также особенности мотивации достижения и аффилиации связаны с выбором стратегий совладающего поведения студентов с конфликтами во время адаптации к обучению: высокие показатели жизнестойкости, самоэффективности и мотивации достижения, а также преобладание мотивации стремления к людям над мотивацией избегания неудач связаны с выбором адаптивных копинг-стратегий. В качестве респондентов выступили студенты 1-2 курсов гуманитарных и технических вузов г. Москвы. Всего в исследовании приняли участие 122 респондента, 69 девушек и 53 юноши, средний возраст которых 17,3 лет. Были использованы опросник жизнестойкости С.Мадди (в адаптации Д.Леонтьева, Е.Рассказовой), опросник общей самоэффективности Р.Шварцера и М.Ерусалема (в адаптации В.Г.Ромека), методика определения мотивации успеха или избегания неудач А.Реана, опросник на определение мотивации аффилиации А.Мехрабиана, а также методика на выявление типов копинг-стратегий поведения Э.Хайма. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что низкий уровень жизнестойкости связан со склонностью к выбору эмоциональных стратегий, а слишком высокие показатели жизнестойкости предопределяют выбор когнитивных стратегий. Средний и высокий уровень самоэффективности в конфликте предполагают использование адаптивных вариантов эмоциональных и поведенческих копинг-стратегий и отказ от использования неадаптивных когнитивных стратегий. Преобладание мотива избегания неудачи в ситуации конфликта связано с выбором эмоциональных и поведенческих стратегий, а выраженность высокой мотивации достижения успеха предполагает выбор когнитивных стратегий совладания. Мотивация стремления к людям положительно коррелирует с выбором поведенческих стратегий, а высокий уровень мотивации боязни отвержения связан с выбором когнитивных и эмоциональных стратегий. Полученные результаты позволяют сформулировать ряд практических рекомендаций, которые могут быть использованы в рамках психологического консультирования для студентов ВУЗов.
В статье представлена программа социальнопсихологического тренинга «Совладающее поведение в ситуации организационных конфликтов». Она составлена по результатам проведенного исследования, в котором было показано, что ключевую роль в преодолении организационного конфликта играют такие личностные особенности, как временная перспектива, жизнестойкость, самоэффективность, мотивация достижения и мотивация аффилиации, а также уровень субъективного контроля.
В издание вошли доклады участников IV Международной научной конференции, состоявшейся 22–24 сентября 2016 года в Костромском государственном университете имени Н. А. Некрасова. Научная проблематика конференции находится на стыке несколь- ких отраслей знания – психологии субъекта, психологии развития, социальной и медицин- ской психологии, психологии здоровья, организационной психологии, а также социальных проблем медицины и экологии человека. В материалах раскрываются теоретические ос- новы психологии совладания со стрессом, сохранения здоровья и благополучия человека, профессиональной помощи при несовладании с жизненными трудностями. Адресуется исследователям, преподавателям университетов, студентам, магистран- там, аспирантам и практическим психологам.
В статье рассматриваются личностные ресурсы совладания с организационным конфликтом, среди которых были выделены временная перспектива, жизнестойкость и самоэффективность. В исследовании приняли участие сотрудники организаций, имеющие различный управленческий опыт (158 человек – 85 женщин и 73 мужчины). Было получено, что временная перспектива, направленная на будущее, связана с выбором когнитивных стратегий. При этом направленность на негативное прошлое предполагает выбор наименее адаптивных стратегий совладания. Проведенное исследование показало, что жизнестойкость в целом и ее компоненты – вовлеченность и контроль – имеют положительную корреляцию с адаптивными и относительно адаптивными вариантами когнитивных, эмоциональных и поведенческих стратегий и отрицательно связаны с выбором неадаптивных тактик. Принятие риска отрицательно связано с выбором адаптивных поведенческих стратегий. Кроме того, результаты исследования свидетельствуют о том, что самоэффективность сотрудника в ситуации организационного конфликта положительно связана с адаптивными когнитивными, эмоциональными и поведенческими стратегиями и отрицательно коррелирует с их неадаптивными вариантами. Также было выявлено, что существуют значимые различия в выборе копинг-стратегий в организационном конфликте с точки зрения управленческого опыта: менеджеры высшего звена склонны к выбору когнитивных стратегий. Выявленные в работе особенности связи личностных ресурсов и выбора человеком стратегий совладания с организационным конфликтом могут быть использованы в психодиагностических целях и в рамках бизнес-консультирования.
Статья посвящена особенностям связи временной перспективы личности с выбором копинг-стратегий совладающего поведения в ситуации межличностного конфликта. Рассматривается выбор типов копинг-стратегий - когнитивных, эмоциональных и поведенческих в зависимости направленности временной перспективы.