Глава
S&T Priorities for BRICS Countries: In Search of a Win-Win Strategy
В книге

This is the second volume in a series of five books bringing together the results of intensive research on the national systems of innovation (NSI) in the BRICS countries – Brazil, Russia, India, China, and South Africa. This book analyses the co-evolution of inequality and NSI across the BRICS economies. Inequality and Development Challenges argues that inequalities (assets, access to basic services, infrastructure, knowledge, race, gender, ethnicity, and geographic location) that go beyond the aspects of income, must be factored into development strategies since the benefits of innovation are not distributed equally. It combines original and detailed data, making this book an invaluable resource for researchers and scholars in economics, development studies and political science, as well as policymakers and development practitioners interested in the BRICS countries.
Обладая большим экономическим потенциалом и политическим влиянием, США исторически играли одну из ведущих ролей в таких важных неформальных международных институтах, как «Группа восьми» и «Группа двадцати». В 2012 г. эта страна внесла особенно существенный вклад в формирование решений «Группы восьми», так как она являлась председателем этого форума. Принимая во внимание то, что последствия глобального экономического кризиса не устранены до сих пор, а также то, что в последнее время существенную конкуренцию США составляют другие страны, в том числе, развивающиеся, такие как Китай, интересы США сосредоточены на восстановлении экономики и удержании мирового лидерства. Для США характерен комплексный подход к решению проблем глобального управления: при поддержке мер в какой-либо сфере учитывается то, как они скажутся на других сферах, прежде всего, на экономике. Более того, при реализации мер в области противодействия социальным и технологическим рискам США стремятся также добиться косвенного положительного экономического эффекта. Таким образом, интересы США в настоящий момент сосредоточены на устойчивом экономическом росте в условиях энергетической и геополитической безопасности. В ближайшем будущем среди возможных приоритетов США в повестках дня международных форумов можно выделить меры по борьбе с последствиями кризиса, включая меры по повышению прозрачности и ответственности на мировых финансовых рынках, меры по обеспечению продовольственной и энергетической безопасности, а также геополитической стабильности, в особенности, в странах Ближнего Востока, меры по поддержанию безопасности ядерных объектов и отражению кибератак, а также действия в области борьбы с коррупцией. Значительное внимание США продолжат уделять борьбе с мировым терроризмом и транснациональной преступностью, а также противодействию появления ядерного оружия у стран, которые ранее не располагали им. В решении конфликтов с другими странами США не исключают применения силы, однако это возможно лишь в случае исчерпания дипломатических механизмов урегулирования ситуации. Наименьший интерес для США представляет борьба с природными рисками, которая признается важной задачей, однако ее реализация не должна оказывать негативное влияние на развитие экономики, что не всегда возможно. В том числе, пока не привлекает должного внимания со стороны США проблема неустойчивого роста населения в развивающихся странах, однако США также признают важность ее решения.
Исследование выполнено в рамках проекта Российского совета по международным делам и ИМОМС НИУ ВШЭ «Повышение эффективности участия России в “Группе двадцати”, “Группе восьми” и БРИКС».
В статье проводится анализ факторов, влияющих на объемы экспорта и импорта продовольственных товаров в странах БРИКС. В качестве ключевого фактора дестабилизации торговых потоков продовольственными товарами в период 2007 – 2011 гг. автор выделяет ценовую волатильность. Автор анализирует основные меры, предпринятые правительствами стран БРИКС на национальном уровне и международном уровне. В заключении автор дает прогноз о роли БРИКС в стабилизации международных торговых потоков продовольственными товарами и в обеспечении продовольственной безопасности.
Страны БРИКС прошли уже длительный путь в развитии науки и смежных областей, однако есть еще многое, что группа может сделать в отношении развития взаимного сотрудничества в сфере поддержки инноваций и преодоления вызовов, стоящих перед странами-членами.
В статье представлен анализ результатов председательства России в «Группе двадцати» в 2013 году. Анализ осуществлен на основе модели обеспечения баланса внешних условий и национальных приоритетов страны-председателя для формирования предложений к повестке дня в неформальных институтах («модель спрос-предложение»).Данных подход позволяет проследить, насколько председательству удалось обеспечить: 1) высокую степень отражения в повестке дня председательства и решений саммита ключевых проблем глобального управления; 2) сбалансированность в приоритетах председательства национальных интересов и интересов партнеров, 3) максимальное использование сложившегося потенциала института; 4) соответствия роли, выбранной страной-председателем (организатора, посредника, политического лидера, национального представителя) внешним условиям и внутренним обстоятельствам.
С 1 декабря 2012 года Россия приняла на себя обязанность и ответственность по координации работы «Группы двадцати» в качестве страны-председателя этого ведущего форума международного экономического сотрудничества. Пятый год своей работы «двадцатка» встретила в условиях «двухскоростного восстановления», которое к марту 2013 года стало «трехскоростным». Неуверенный и недостаточный рост мировой экономики, сохраняющиеся дисбалансы и риски ухудшения экономических показателей требовали концентрации усилий «форума крупнейших экономик мира на разработке мер по ключевым экономическим и финансовым проблемам, от которых зависит экономический рост и создание рабочих мест во всех странах мира» (Российское председательство в «Группе двадцати», 2013b). Эти приоритеты составили ядро Концепции председательства Российской Федерации, направленной на обеспечение устойчивого глобального роста и восстановления доверия между различными элементами мировой экономики, как основной задачи глобального управления, в соответствии с миссией и потенциалом «Группы двадцати».
Оставаясь в рамках ядра экономических и финансовых вопросов, «двадцатка» начала работу по поиску совместных решений по преодолению таких рисков, как увеличение неравенства доходов населения, хроническая неспособность в достаточной мере инвестировать, развивать и обеспечивать безопасность инфраструктуры, непредвиденные последствия регулирования.
Как показывает анализ решений «двадцатки» по основным приоритетам, в рамках российского председательства удалось обеспечить высокую степень отражения в повестке дня «двадцатки» и решениях саммита ключевых проблем глобального управления; баланс национальных приоритетов и приоритетов стран-партнеров по институту и использование сложившегося потенциала института. Выбор роли страны - председателя по конкретным приоритетам определялся сочетанием внешних условий и внутренних обстоятельств. Так, высокая степень остроты проблемы для всех участников определила запрос на выполнение председателем роли лидера при включении в повестку дня экономического форума и обсуждении возможностей мирного разрешения конфликта в Сирии. По занятости и социальной политике российское председательство, сочетая роли организатора и политического лидера, сумело вывести диалог на новый уровень качества.
Важным фактором успеха при обсуждении и принятии комплексного плана действий по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и перемещению прибыли стала способность ОЭСР взять на себя ответственность по выработке проекта плана. При экспертном лидерстве ОЭСР, высокой степени остроты данной проблемы для всех участников, глубокой проработке вопросов, российское председательство сконцентрировалось на роли организатора.
По приоритетной для России и многих партнеров по «двадцатке»теме стимулирования долгосрочных инвестиций российскому председательству удалось за короткий период консолидировать усилия международных институтов. В работе по данному направлению, как и по сфере финансового регулирования, российское председательство успешно сочетало роль представителя национальных интересов с ролью организатора.
При разработке новой стратегии развития наиболее продуктивным оказался выбор роли посредника и организатора, в результате российское председательство сумело обеспечить согласование новой основы для сотрудничества «двадцатки» по развитию.
В части касающейся повышения уровня прозрачности, легитимности и эффективности сильной стороной председательства стала активная работа с международными организациями и социальными партнерами и использование их экспертного потенциала. Продолжилась линия по укреплению системы институтов самой «двадцатки»: развитие новых механизмов координации и усиление отчетности по принятым решениям.
В рамках российского председательства «Группа двадцати» подтвердила свою значимость как ведущего форума экономического сотрудничества. Сделав «акцент на восстановлении уверенного и всеобъемлющего роста и уровня занятости при одновременном обеспечении фискальной устойчивости», лидеры впервые подчеркнули, что во главе угла повестки дня роста должно стоять благополучие граждан. Это важный итог пяти лет работы «двадцатки», и возможно начало нового качества сотрудничества.