• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Эпистемологическая типология форм научного знания в рефлексивной психологии творчества

С. 472-513.

Обсуждение важной для прогресса психологии проблематики современного состояния и перспектив развития психологического знания целесообразно вести посредством изучения динамики его форм в процессе становления какой‑либо области переднего края науки. Прогресс научного познания во многом выражается в поступательном развитии форм знания. Этим объясняется эпистемический интерес к изучению строения и эволюции форм знания в современной психологии. Наглядным примером тому служит генерация и взаимодействие форм знания в такой бурно развивающейся области человекознания, как формирующаяся на рубеже ХХ–ХХI вв. рефлексивная гуманитаристика, в том числе рефлексивная психология, персонология, акмеология, педагогика творчества.

В соответствии с вышесказанным, вначале мы обсудим основные логико-методологические подходы к анализу соотношения форм и содержания научного знания применительно к психологии. Далее на фоне экспликации историко-научных предпосылок становления рефлексивной психологии проанализируем ее концептуальные основания и методологические средства теоретико-экспериментального изучения рефлексивных механизмов продуктивного мышления и креативной личности во взаимодействии с акмеологией, персонологией, педагогикой в целях разработки рефлетехнологий развития творчества и их внедрения в социальную практику модернизации образования и управления в современных социокультурных условиях. В заключение эпистемически выстроим и методологически обоснуем типологию форм психологического знания, верифицируемую на иллюстративном материале рефлексивной психологии творчества.