Глава
Художественная интерпретация античного образа Медеи в одноименном стихотворении В.Я. Брюсова.
В статье проведен сравнительный анализ образа Медеи в стихотворении В.Я. Брюсова, а также в трагедиях авторов древнегреческой литературы- Еврипида и Сенеки.
В книге
Сборник статей друзей и коллег профессора Ильи Сергеевича Смирнова, основателя и директора Института восточных культур и античности (ИВКА РГГУ) в честь его 65-летия. Китайская история и филология, исследования сокотрийского фольклора, описание жизни Будды, античная история и филология, а также перевод сонетов Шекспира - вот неполный перечень профессиональных интересов сотрудников ИВКА РГГУ.
Великая эпоха Серебряного века сыграла немалую провокативную роль в русской культуре - и в философии, и в литературе. На примере романа В. Брюсова "Огненный ангел" автор рассматривает вторжение магических смыслов в сознание русских людей, привыкших к либерально-позитивистской риторике. На этом магизме впоследствии неплохо сыграли большевики со своими лозунгами-заклинаниями. Правда Брюсов этого не предсказывал, но магическую интенцию мысли угадал точно.
Статья посвящена специфике изображения Диониса в трагедии Еврипида «Вакханки». Автор рассматривает круг тем, среди которых важное место занимают двойственная природа Диониса и культовое почитание этого бога. Особое внимание уделяется мудрости, свойственной религиозному движению, разрушающему привычные социальные установления.
Книга-диссертация посвящена раннему творчеству выдающегося поэта В. Ф. Ходасевича (1886-1939). В центре внимания находятся обусловленные русским символизмом жизнетворческие практики поэта, а также его книги «Молодость» (1907), «Счастливый домик» (1914) и подборка стихов из литературного сборника «Ветвь» (1917). Эти тексты рассматриваются как трехступенчатая эволюция Ходасевича, являющаяся, в целом, инверсивным повторением поэтической эволюции А. А. Блока. Особое внимание уделено композиции поэтических книг и интертекстуальному плану ранних стихов Ходасевича. В работе анализируется, как поэт постепенно освобождается от символистского влияния благодаря обращению к литературе XIX в.
Критический аппарат издания Дж.Диггля в серии ОСТ (1981–1994) славится точностью, полнотой и изысканной краткостью. Тем удивительнее найти в нем конъектуру всеми забы- тую — в самом факте «забытости» ничего предосудительного нет, Диггль часто скрупулезно восстанавливает и защищает авторство филологов прошлых веков, — а главное, неудачную. Конъектура Хервердена μελανόσπλαγχνος к ст. 109 «Медеи» Еврипида, упомянутая лишь в изданиях Принца—Векляйна и Верролла, была вновь (независимо) сделана Дигглем в 1969 г. и внесена в аппарат к тексту «Медеи». Дополнительный аргумент в ее пользу Диггль обнаружил уже после выхода первого тома (1984 г.), когда познакомился с опубликованными в 1991 г. письмами У. фон Виламовица к Г. Мюррею. В письме от 16 июня 1901 г. сохранились комментарии Виламовица к тексту «Медеи», подготовленному Мюрреем (ст. 40–380). Поняв комментарий к ст. 109 «Herw. besser fort: (далее — выражение сомнения)» как «Herw. besser fort[asse]», Диггль нашел «авторитетное подтверждение» своего мнения.
Если все символисты считали Соловьева своим учителем, то Брюсов, как известно не любил Соловьева. О стихотворении Брюсова “Золотистые феи” Соловьев выразился весьма резко: «Несмотря на “ледяные аллеи в атласном саду”, сюжет этих стихов столько же ясен, сколько и предосудителен. Увлекаемый “полетом фантазий”, автор засматривался в дощатые купальни, где купались лица женского пола, которых он называет “феями” и “наядами”. Но можно ли пышными словами загладить поступки гнусные? И вот к чему в заключение приводит символизм! Будем надеяться по крайней мере, что “ревнивые доски” оказались на высоте своего призвания. <…> Общего суждения о г. Валерии Брюсове нельзя произнести, не зная его возраста. Если ему не более 14 лет, то из него может выйти порядочный стихотворец, а может и ничего не выйти. Если же это человек взрослый, то, конечно, всякие литературные надежды неуместны». Статья была опубликована в 1895 г. Брюсову был 21 год, то есть по тогдашним меркам вполне созревший взрослый человек…
В работе предлагается дополнить интерпретацию стихотворения Пастернака "Определение поэзии" с учетом аллюзий на критическую полемику вокруг поэтических сборников футуристов 1910-х и рецензий В. Соловьева на сборники "Русские символисты" (1894-1895)