• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Dictionary as an instrument of linguistic research

P. 224-231.
Apresyan V., Mikulin N.

В последние годы в связи с развитием технологий появляется всё больше онлайн-версий различных словарей, однако онлайн-словари ориентированы в первую очередь на пользователя-нелингвиста. Эти ресурсы предоставляют доступ к словарям коммерческого типа, но поисковые возможности минимальны и отражают запросы среднего пользователя. В то же время, корпуса давно себя зарекомендовали как инструмент лингвистического исследования во многом благодаря большому количеству данных и возможности задавать сложные поисковые запросы.

 

Российская теоретическая лексикография на данный момент в основном бумажная. При этом для лингвиста было бы полезно иметь возможность сложных типов поиска, особенно при работе с “научными” словарями, а именно такими, которые составлены в соответствии с единой идеологией, имеют достаточно упорядоченный метаязык, а также предоставляют многоуровневую информацию о лексемах.

 

Активный словарь русского языка, составляемый в Секторе теоретической семантики ИРЯ РАН под руководством Ю.Д. Апресяна, содержит более подробную информацию о каждом слове, чем словарь в классическом представлении, так как он предназначен для того, чтобы «обеспечить нужды говорения или, более широко, нужды производства текстов» [Апресян и др. 2010]. Это делает его полезным не только для получения информации о слове и производства текстов, но и для проведения лингвистических исследований [V. Apresjan, Mikulin 2016]. Однако печатная версия АС не может предоставить достаточно быстрого доступа к данным, поэтому необходимо привести текстовое содержание АС к правильно структурированной электронной базе данных с различными типами поиска по этой базе. Тем самым, АС может занять место между обычным онлайн словарём и корпусом.

 

В обычном словаре поиск осуществляется по одному слову, результатом поиска является информация о слове. В АС, помимо простого поиска по слову, можно осуществлять поиск по информации о слове, а результатом в таком случае являются списки слов и информация об этих словах.

С технологической точки зрения онлайн-версия АС состоит из сервера и базы данных. Сервер получает запрос от веб-страницы поиска, выполняет поиск по базе данных и возвращает страницу с результатами. Тип результата зависит от типа поиска: для обычного поиска выводится словарная статья целиком, для сложного поиска по различным зонам словаря – список слов, соответствующих критериям поиска.

 

Примером использования АС для лингвистического исследования может послужить изучение симметричных глагольных предикатов. Глаголы типа ссориться, мириться, разговаривать и т.п. предполагают двух равноправных участников. Это отражается в наличии двух равноправных семантических и синтаксических актантов, которые часто выражаются синкретично формой ИМ МН: Они ссорятся; Гости разговаривали. Запрос ИМ МН в поиске по зоне  управления онлайн-версии АС выдает нужные глаголы: болтать, бороться, видеться, воевать, возиться, встречаться, гармонировать, говорить, договориться, драться, дружить, дуться (в домино), жить (друг с другом хорошо) и т.п.

 

При изучении слов с модальной рамкой, можно произвести поиск на компонент ‘говорящий’ в зоне значения. Результаты: авангард, авантюра, авось, агент, агрессия, а также, а то, баловать, бандит, барин, баснословный, бездельник, безобразие, безусловно, болтаться, вдобавок, ведь, все-таки  и т.д. Большую долю в этом списке составляют слова с разными типами оценки - положительной (авангард), отрицательной (авантюра, бездельник, безобразие, болтаться...), вероятностной (авось, безусловно). Однако указание на говорящего свойственно и разного рода метасловам - а также, а то, ведь, все-таки и пр., которые указывают на стратегии, используемые говорящим при подаче, группировке и осмыслении информации.

 

Тем самым, при наличии структурированных и подробных данных, применение современных технологий в лексикографии может сделать его эффективным инструментом лингвистических исследований.

В книге

Под редакцией: T. Margalitadze, G. Meladze. Tbilisi: Ivane Javakhishvili Tbilisi State University, 2016.