?
Региональная специфика предвыборной агитации 2012–2015-х гг.
Используемые в предвыборной агитации технологии зависят от комплекса факторов. С одной стороны, они, несомненно, тесно связаны с техническими возможностями и развитием научно-технического прогресса в целом (от эволюции полиграфии до развития телевидения, Интернета и иных систем коммуникации). С другой стороны, развитие предвыборных технологий определяется, в первую очередь, заинтересованностью в них самих участников выборов. А та, как представляется, прямо пропорциональна степени реальной политической конкуренции — чем острее предвыборная борьба, чем важнее результаты, тем более мотивированы участники придумывать и искать что-то яркое, привлекательное, необычное. Кто-то с целью повысить известность и рейтинг, кто-то явку тех или иных групп избирателей, кто-то — наоборот. Напротив, в условиях имитационных выборов с заведомо известным результатом предвыборная агитация, скорее, играет роль ритуала, который нужен лишь как часть формального процесса, показывающего, что «все было как положено». Кроме того, на используемые технологии и мотивацию играют правила выборов, включая различные запреты и ограничения, дату голосования, которая определяет сезонно-климатические особенности избирательных кампаний, различные географические, этнические, экономические, культурные и иные особенности конкретных регионов и т. д.
Если говорить о региональных избирательных кампаниях в России в период 2012–2015-х гг. (после прошедших президентских выборов в России за это время состоялись только региональные и местные выборы), то их отличительными чертами, прямо повлиявшими на характер применяемых избирательных технологий, стали изменение порядка регистрации партий и кандидатов, а также перенос даты выборов на единственный «единый избирательный день» во второе воскресенье сентября, вместо двух назначаемых ранее в марте и октябре.