• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Совладающее поведение личности с конфликтами во время адаптации к обучению

С. 102-108.

Учеба в ВУЗе - один из тех видов деятельности, при которой человек испытывает значительную умственную и нервно-эмоциональную нагрузку. Гипотезой работы стало предположение о том, что такие личностные характеристики как жизнестойкость и самоэффективность, а также особенности мотивации достижения и аффилиации связаны с выбором стратегий совладающего поведения студентов с конфликтами во время адаптации к обучению: высокие показатели жизнестойкости, самоэффективности и мотивации достижения, а также преобладание мотивации стремления к людям над мотивацией избегания неудач связаны с выбором адаптивных копинг-стратегий. В качестве респондентов выступили студенты 1-2 курсов гуманитарных и технических вузов г. Москвы. Всего в исследовании приняли участие 122 респондента, 69 девушек и 53 юноши, средний возраст которых 17,3 лет. Были использованы опросник жизнестойкости С.Мадди (в адаптации Д.Леонтьева, Е.Рассказовой), опросник общей самоэффективности Р.Шварцера и М.Ерусалема (в адаптации В.Г.Ромека), методика определения мотивации успеха или избегания неудач А.Реана, опросник на определение мотивации аффилиации А.Мехрабиана, а также методика на выявление типов копинг-стратегий поведения Э.Хайма. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что низкий уровень жизнестойкости связан со склонностью к выбору эмоциональных стратегий, а слишком высокие показатели жизнестойкости предопределяют выбор когнитивных стратегий. Средний и высокий уровень самоэффективности в конфликте предполагают использование адаптивных вариантов эмоциональных и поведенческих копинг-стратегий и отказ от использования неадаптивных когнитивных стратегий. Преобладание мотива избегания неудачи в ситуации конфликта связано с выбором эмоциональных и поведенческих стратегий, а выраженность высокой мотивации достижения успеха предполагает выбор когнитивных стратегий совладания. Мотивация стремления к людям положительно коррелирует с выбором поведенческих стратегий, а высокий уровень мотивации боязни отвержения связан с выбором когнитивных и эмоциональных стратегий. Полученные результаты позволяют сформулировать ряд практических рекомендаций, которые могут быть использованы в рамках психологического консультирования для студентов ВУЗов.