• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Диалогическая модальность исповедального текста

С. 374-385.

В статье рассматривается специфика коммуникации в исповедальном тексте, которая связана с категорией модальности как текстовой, жанрообразующей категорией. Категория текстовой модальности имеет диалогический характер, который раскрывается в отношении говорящего к чужому слову; в способности модальных средств к организации диалогических единств и включению диалога в повествование; во включённости адресата в исповедальный текст. Специфика проявления указанных параметров диалогической модальности в исповедальном тексте и анализируется в публикации. Делается вывод о сюжето-, стиле-, жанро- и композиционной реализующей функции адресата и средств адресации в построении структуры исповедального текста. Личный жизненный опыт, личные переживания, исповедальность несут в себе произведения разных жанров: и автобиографии, и дневники, и автобиографиче­ская художественная литература, и путевые заметки, очерки, психологические зарисовки, и записные книжки, автобиографические портреты, и воспоминания и т.д. Мы остановились на исповедально-мемуарной публицистике (исклю­чили художественные произведения, сущностью которых является моделиро­вание художественного образа, вымысел). В качестве текстовых источников была использована мемуарная проза  с коммуникативной интенцией исповеди: проза В. Астафьева, П.Басинского, И.Бродского, В.Войновича, И.Глазунова, М.Козакова, А.Кончаловского, Д.Лихачёва, Ю.Нагибина, В.Некрасова, О.Павлова и др. В нашем употреблении термин «исповедальный» характеризует не только жанровые, но и  содержательные особенности современной мемуаристики.

В книге

Диалогическая модальность исповедального текста
СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2015.