Глава
Взаимодействие России и США по Сирии как тест для глобального управления в многополярном мире
Сирийский конфликт вышел в 2015 г. на первое место как в части российско-американских отношений, так и в части глобального политического и военно-политического управления. Борьба с «Исламским государством» и другими представленными в Сирии исламистскими радикальными террористическими группами (прежде всего «Джибхат Ан-Нусра», являющаяся филиалом «Аль-Каиды») и способность мирового сообщества объединиться и наладить сотрудничество по этому вопросу, преодолеть межгосударственные препоны или по крайней мере отодвинуть их на задний план, является тестом для глобального управления с участием как США, так и других центров силы, прежде всего России.
В книге
В статье рассматривается подход Японии к проведению саммита "Группы восьми". Автор дает прогноз итогов саммита "Группы восьми" 2008 г., на основе анализа истории участия Японии в клубе, сочетания таких факторов как внешние глобальные кризисы и внутри политические события в странах "Группы восьми" и странах - участницах расширенного диалога. Автор уделяет большое внимание повестке дня и приоритетам председательства Японии, которая была сформулирована в течение подготовительного периода. Главными темами саммита "Группы восьми" 2008 года стали охрана окружающей среды, развитие Африки, мировая экономика, интеллектуальные права, ядерная безопасность и нераспространение. Автор анализирует ход подготовительного процесса, включающего цикл встреч министров, шерп, а также двусторонние визиты лидеров стран "Восьмерки". В статье рассматриваются факторы потенциального успеха саммита. Эти факторы включают террористические угрозы, расширяющиеся финансовый и продовольственный кризисы, экологический и энергетический шоки, несостоятельность многосторонних организаций. По мнению автора, спровоцированные сочетанием внешних глобальных шоков уравнивающиеся возможности стран-членов "Группы восьми" могут способствовать достижению успеха саммита. Автор также полагает, что успех саммита может быть определен такими факторами, как широкий круг участников, необходимость решать недавно возникшие проблемы, преемственность между глобальными вызовами, долговременными приоритетами "Группы восьми", а также повесткой саммита.
В статье представлены рекомендации для формирования повестки дня председательства России в «Группе двадцати», «Группе восьми» и БРИКС в 2012-2014 гг. на основе анализа наиболее значимых глобальных рисков, а также оценки потенциала каждого института для решения ключевых проблем глобального управления.
The 2012 G8 summit, hosted by US president Barack Obama at the presidential retreat of Camp David in Maryland on 18-19 May, promises to be a particularly significant event. It takes place in the political lead-up to the US presidential election in November 2012, and is being held in tandem with a summit of the North Atlantic Treaty Organization (NATO) in Chicago on 20-21 May.
The summit will feature a full-strength agenda, including a global economy struggling to generate growth and jobs, delivery of the Millennium Development Goals (MDGs) as the due date of 2015 moves closer, and security in troubled regions and countries where the G8’s core mission of promoting democracy and reform is acutely at stake.
The G8 Camp David Summit publication features articles by German chancellor Angela Merkel and Canadian prime minister Stephen Harper on the key issues that will be under discussion.
For the past 37 years, the annual G8 summits have generated a wide breadth of declarations and communiqués binding the leaders to hard commitments across a diverse range of global policy issues. The extent to which the G8 members comply with their annual commitments has, in recent years, become a hotly contested topic, pitting academics, politicians, policy wonks and newsmakers against each other in an effort to understand whether commitments by the G8 do, in fact, matter. Given this era of ongoing domestic political constraints and conflicting global demands, does the G8 have the ability and, indeed, the capacity not only to make, but also to keep the commitments its members collectively generate at their annual summits?
The study aimed to analyze the EU contribution towards defining the G8 priorities and values as well as implementation within the G8 the main global governance functions: domestic political governance, deliberation, direction setting, decision making, delivery and global governance development. A specialized data base was formed, comprised of documents of both institutions. The programme allowed to undertake a quantitative and qualitative analysis of the evidence base. The content analysis of the documents focused on priorities, values and commitments shared by the G8 and the EU and specific to each institution, on the basis of search, accounting and comparison of the number of documents, references and symbols and their distribution by priorities and functions in accordance with functional analysis methodology.
За последние два года российско-американские отношения существенно улучшились. Предложенная администрацией Б. Обамы «перезагрузка» успешно состоялась. Почти исчезла угроза отката к системной конфронтации. Многие противоречия двух стран или разрешены или (большей частью) переведены в «тлеющее» состояние. При этом и Россия, и США проявляют прагматизм, снижая значимость сохраняющихся противоречий по сравнению с выгодами от сотрудничества. Впервые за постсоветский период Соединенные Штаты пошли на частичный пересмотр позиций в отношении России и связанных с ней проблем ради получения ее поддержки по интересующим Вашингтон вопросам. Нынешнее улучшение отношений в отличие от предыдущих раундов имеет под собой более прочную основу – четкое и прагматичное понимание сторонами своих интересов и важности конструктивных отношений Москвы и Вашингтона для их реализации.
В статье рассматривается участие международных организаций в саммите "Группы восьми"; в Тояко в 2008 г. Основное внимание в анализе уделяется оценке вклада международных организаций в результаты саммита, формату взаимодействия международных организаций с "Группой восьми"; конкретным мандатам, переданным международным организациям мандаты в рамках форума "Восьмерки"; 2008 года.