?
Правила в социальной работе как элемент профессиональной культуры
Границы социальной работы как профессии представлены, с одной стороны, формальными процессами – подготовка кадров в высших учебных заведениях, принятие стандартов, этического кодекса, с другой стороны - негласными практиками, наполняющими режимы повседневной деятельности специалистов. Часто неформальные практики, лежащие в основе профессиональной культуры, воспроизводятся под воздействием официальных установок в отношении конкретного занятия и регулируются утвержденными в профессиональных кругах правилами. В свете данного исследования нас будут интересовать правила, которыми руководствуются специалисты по социальной работе в своей деятельности. Правила социальной работы условно могут делиться на внутренние, представленные отношением к труду, соблюдением дисциплины, чувством коллегиальности, и внешние – приличие, хороший тон, благопристойность и соответствующий внешний вид специалиста. В свою очередь, как внешние, так и внутренние своды предписаний дифференцируются на официальные, закрепленные нормативными документами, и неформальные, негласно принятые в рамках конкретной профессии. Рассматривать правила в социальной работе необходимо с опорой на идеи Э. Хьюза, который обозначил взаимосвязь профессии с другими занятиями, клиентурой и публиками, а также подчеркивал изменчивость этой профессиональной культуры в условиях современного динамичного мира. Исследовательский интерес представляет то, каким образом правила социальной работы могут регулировать особые когнитивные структуры профессии, режимы повседневной деятельности, регулярные коллегиальные взаимодействия (Хьюз 2009: 313). Для того, чтобы рассмотреть правила социальной работы, применяемые специалистом при взаимодействии с коллегами, клиентами, смежными ведомствами, обратимся к данным полуструктурированных интервью.