• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Функция парафразиса романа Ф.Достоевского "Бесы" в повести Г.Сапгира "Армагеддон"

С. 147-164.

Статья посвящена анализу позднего произведения Генриха Сапгира – его повести «Армагеддон». Апокалиптическая проблематика произведения полемически заострена как против эсхатологизма «исторического авангарда» первой трети ХХ века, так и против эсхатологических ожиданий «атомной войны» позднесоветского времени, и скорее носит форму рефлексии над «финалистской» концепции культуры, присущей эпоху постмодерна с его критикой понятий «авторства», «эстетической новизны» и «подлинности». Автор в равной степени скептически относится и к идее сакрализующего воспроизведения «классического канона» (спародированная в сюжете переложения в стихотворной форме одним из персонажей романа Достоевского «Бесы»), и к идее смыслового выхолащивания претекстов в постмодернистской игре означаемыми. Эпоху «конца, быть может, 80-х» он осмысляет как кризисную – и как рубежную, скорее закрывающую целую эпоху, чем открывающую принципиально новые возможности и пути для художественных инноваций. Впрочем, одной из возможных новых форм становит-ся сама повесть поэта, парадоксальным образом основывающаяся на скепсисе по отношению к наличным художественным формам современности.