• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Этнический и религиозный компоненты идентичности в поликультурных обществах: опыт социопсихолингвистического исследования

С. 136-164.

В статье исследуются принципы этнической и религиозной самоидентификации, выступающие в качестве базовых оснований самоидентификации современной молодежи. Если для значительной части населения России ключевым является этнический принцип самоидентификации, то для мигрантов-выходцев из мусульманских регионов таковым выступает конфессиональный. Различные принципы самоидентификации определяют и различное мировидение, что неизбежно осложняет коммуникацию и формирование единой национальной идентичности. Более того, немусульманская молодежь трактует позицию мусульманской сквозь призму этнического фактора, а не с позиций конфессионального самоопределения, что приводит к капсулированию общин мусульман, взаимному отчуждению мусульман и немусульман в России.

Для диагностирования логики развития и трансформации принципов самоидентификации в российской молодежной среде автором было проведено исследование, реализованное параллельно в группах бакалавров первого года обучения и в группах магистров.. Исследование включало в себя ряд этапов, будучи ограниченным рамками статьи, автор освещает первый этап исследования, посвященный анализу когнитивного аспекта этничности посредством закрытого анкетирования реципиентов. В ходе последующих этапов исследования планируется диагностика аффективного аспекта этничности, а затем  исследованию подвергнутся религиозные принципы самоидентификации (по той же схеме). Заключительным этапом диагностики выступит свободный ассоциативный эксперимент, призванный верифицировать полученные данные сквозь призму языковой картины мира участников.

Исследование проводилось в ряде вузов Москвы, участники подбирались методом сплошной выборки на добровольной основе. Характер подбора участников определялся стремлением локализовать объективную этнорелигиозную структуру современных студенческих групп. Параллельная реализация исследования в группах бакалавров и магистров позволяет отследить динамику самоидентификационных оснований под воздействием совместной деятельности и общности интересов.