Глава
Филология и теория права: совместные поиски будущего
Статья представляет собой попытку посмотреть на теорию права глазами филолога в свете идей профессора Ю.В.Рождественского, прославившегося своими трудами в области общего языкознания, типологии, риторики, философии языка и гуманитарного образования. Автор старается показать, что филология может внести в теорию права гораздо более существенный вклад, чем это было принято считать до сих пор. В частности, хорошо разработанные в языкознании и философии языка подходы к изучению теории именования, типологии языковых систем, языковых универсалий, соотношения динамики, совершенствования и развития как процессов оценки изменений, происходящих в языке, роли мифологем в мышлении вполне могут быть применены и к исследованию не только языковых, но и правовых явлений.
В книге
В сборнике публикуются доклады и сообщения, прозвучавшие на международной научно-теоретической конференции. Они посвящены актуальной проблеме современной юридической науки - знаково-символическому бытию права. Данная проблема рассматривается как с позиций философии права, истории права, юридической техники, так и с точки зрения отраслевых юридических дисциплин.
Материалы конференции могут быть интересны преподавателям, аспирантам, студентам юридических вузов для глубокого изучения проблем современной юридической науки.
Статья посвящена воззрениям классиков евразийства на государство и право: считается, что евразийцы пренебрегали правом, отводя ему весьма незначительную роль в социальном регулировании по сравнению с религией и нравственностью. Однако мнение это ошибочно по целому ряду причин. Н.С. Трубецкой, Н.Н. Алексеев, Л.П. Карсавин, Г.В. Вернадский и др. не могли не интересоваться проблемами права в силу, во-первых, их академического образования, а во-вторых - происхождения. В дворянских и интеллигентских кругах того времени довольно активно обсуждались вопросы права вообще и ограничения самодержавия правом в частности.
Идеи марксизма рассматриваются в общей системе уголовно-правовой мысли и релевантных к ней идей как информационная основа принятия новых решений в области уголовного права.
Некоторые исследователи отмечают, что в конституционном праве отсутствует собственный метод правового регулирования, однако автор статьи указывает, что совокупность приемов конституционного воздействия отличается универсальностью и интегративностью. В этом и заключается специфика метода конституционного регулирования. В качестве особого метода автором рассматривается метод ценностных ориентаций. Более подробно автор останавливается на конституционной экономике. В конституционном праве продолжается поиск новых методик, приемов, подходов к анализу конституционных явлений. Использование междисциплинарных приемов анализа конституционного воздействия на экономику, несомненно, обогатит науку конституционного права.
Философия права выступает не только прикладной философской наукой, целью которой является исследование права в основных его проявлениях, но и служит философским основанием юридических наук, являясь связующим звеном между знаниями, отражающими предельный уровень бытия и конкретными теоретическими юридическими знаниями. Философия права тесно связанна не только с юриспруденцией, но и решает общие проблемы с политологией, социологией, культурологией, историей и т.д. Философия права – это наука, которая призвана раскрыть природу права с позиции ее сущностных характеристик, связать феномен права с другими институтами общества, определить его ценность и роль в жизни социума, исследовать онтологию и гносеологию права, тенденции его развития.
В статье рассматриваются взгляды русского философа и правоведа Б.Н. Чичерина на соотношение свободы, права и нравственности. Автор комментирует идеи Б.Н. Чичерина в контексте взглядов представителей русской социально-политической, правовой и философской мысли конца XIX - начала XX в. Подчеркивается, что Б.Н. Чичерин, отмечая непременную взаимосвязь права и нравственности, взаимодополнение на основе общих ценностных оснований, категорически настаивал на их разграничении и был убежден в том, что невозможно вести человечество к нравственному идеалу путем внешнего принуждения, а только лишь путем свободы. Исторический опыт нашего прошлого - лучшее подтверждение этой мысли. Работа также акцентирует внимание на том, что особенностью русской философии права является ее сосредоточенность на нравственно-правовых вопросах, попытке приблизиться к нравственному идеалу.