• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Образ жизни и социальное самочувствие среднего класса в Москве

С. 501-504.

Россия миновала период доминирования стандарта жизни бедного населения и находится на этапе формирования новой массовой потребительской модели. Считается, что в развитых экономиках основную часть общества составляют представители среднего класса, и именно их повседневные практики оказываются наиболее популярными. Пока в России наблюдается иная картина.  Приводит ли сочетание трех факторов – обеспеченность, образованность и ответственность – к формированию в России специфических стандартов поведения, которые можно было бы назвать образом жизни среднего класса? И имеют ли соответствующие стандарты потенциал стать массовыми для россиян? Однозначный ответ на эти вопросы дать нельзя. Тем не менее некоторые различия в повседневных практиках и восприятии реальности среднего класса и остального населения удается зафиксировать на уровне микроданных социологических опросов населения. В подтверждение этого тезиса автор статьи обращается к результатам обследования «Москва и москвичи», проведенного в столице в 2012 г.