Глава
Трудовая деятельность крестьянства Белгородской области (по материалам полевой экспедиции 2013 года)
Полевой этап исследования проведен в рамках проекта "Крестьянство Белгородской области в 2000-2013 гг.: комплексный анализ развития хозяйственной деятельности и социальной организации сельской жизни" (2013, НИУ ВШЭ). Исследование проведено совместно с доцентом НИУ ВШЭ М.А. Козловой.
Полевые заметки и дневники являются важнейшей частью этнографии. На их значение обращали внимание многие авторы, особенно активную дискуссию вызвали дневники Б. Малиновского, публикация которых сыграла ключевую роль в становлении современных принципов полевой работы в рамках антропологического или социологического исследования. В то же время способы ведения дневников и заметок, а также их использование для написания итогового академического текста практически не изучаются, а тексты, посвященные анализу таких документов, как правило, носят либо риторический, либо методический характер. В данной статье предлагается рассматривать полевые заметки и дневники как объект исследования, для чего возможно заимствование методологии, разработанной в традиции изучения деятельности естественнонаучных лабораторий.
В статье анализируются стратегии посика работы фрилансерами и их экономическая эффективность. Несмотря на развитие специализированных ресурсов — бирж удалённой работы, — именно социальные сети приносят фрилансерам наибольшее число заказов, которые к тому же являются еще и более высоко оплачиваемыми. В частности, это означает, что информации о профессиональных и личных качествах агентов, доступной на открытом рынке, может быть недостаточно для принятия решения, а ее правдивость вызывает сомнение. В целом русскоязычный сегмент рынка удалённой работы не является сферой атомизированных действий, а пронизан социальными сетями. Исключительная опора рыночные связи с анонимными контрагентами оказывается маргинальной, нежизнеспособной моделью и встречается только на первых этапах карьеры фрилансера. В основном же мы наблюдаем «укорененного» индивида. В ходе своей деятельности он либо обрастает социальными связями, либо неизбежно покидает рынок. Таким образом, включенность в социальные сети является не только фактором успеха, но и необходимым условием выживания на рынке.
Эта книга - монография, подготовленная коллективом преподавателей кафедры социологии Санкт-Петербургского государственного университета. В ней кратко представлены в первом разделе: предмет экономической социологии, ее основные методологические направления, история экономической социологии. Во втором разделе: социологическая теория производства, труда и предпринимательства, социология обмена, рынка и денег, социология распределения и собственности, социология потребления и вкуса. В третьем разделе анализируются основные социально-исторические типы экономических систем - экономика и общество античности, средних веков, социология капитализма и современная экономическая система.
Для докторантов и аспирантов, студентов-бакалавров и магистров, обучающихся по направлениям "Социология" и "Экономика", а также для всех, кто интересуется экономической сроциологией.
Данная хрестоматия знакомит российских читателей с текстами, представляющими основные направления западных исследований в области экономической социологии. Это издание не имеет аналогов в России. Преобладающую часть хрестоматии составляют тексты, которые могут быть отнесены к современной классике. Речь идет преимущественно о работах 1980-х- 1990-х гг. Тем не менее, эти относительно новые работы уже хорошо известны в профессиональном сообществе, как правило, широко цитируются и зарекомендовали себя как часть дисциплинарного фундамента.
В статье разрабатывается исследовательская стратегия нового институционализма в экономической социологии. Предлагаемая аналитическая схема связывает институциональные образования, мотивационную структуру агентов и концепции контроля. В области институциональных образований обсуждаются вопросы прав собственности, структур управления и правил обмена. В области мотивационной структуры - экономические интересы, культурно-нормативные схемы и принудительные воздействия. Наконец, концепция контроля включает такие элементы, как выработка смыслов, оценка ресурсов, деловая стратегия и легитимация действий агентов.
II Международная научно-практическая конференция «Экономическая психология: современные проблемы и перспективы развития» посвящена продвижению экономической психологии в России и является традиционной для Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. В опубликованных материалах рассматриваются актуальные проблемы российской экономической психологии.
В статье речь идет о методах социальной антропологии, в частности, о широких познавательных возможностях качественной методологии: опросных методах – различных видах интервью, а также неопросных, к которым относится наблюдение и анализ текстов.
В статье анализируются электронные рынки услуг, предоставляемых самозанятыми профессионалами – фрилансерами. Прослеживается история их развития, рассматривается инфраструктура (биржи удаленной работы), на основании эмпирических данных дается краткая характеристика основным участникам (фрилансерам и заказчикам). Складывающиеся на рынке отношения между фрилансерами и заказчиками проблематизируются с точки зрения сетевого и институционального подходов, принятых в экономической социологии. Ставятся вопросы о характере связей между участниками рынка и способах регулирования взаимоотношений. Являются ли взаимодействия на рынке случайными связями атомизированных агентов? Или же рынок пронизан плотными сетями социальных отношений? Делает ли Интернет экономические отношения более свободными от разного рода личностных социальных элементов, которыми неизбежно наполнены взаимодействия в тесном физическом пространстве? Или же напротив усиливает потребность в их присутствии? Подобный подход представляет интерес не только с точки зрения получения конкретной информации о развивающемся рынке удаленной работы, но и в теоретическом плане в русле традиционных экономико-социологических дискуссий о социальной укорененности экономических действий