Глава
Transformation of Social Values and Solidarity Attitudes of Russian citizens in Nizhniy Novgorod region in 2002-2014
В книге
В статьях, обзорах и рефератах рассматриваются проблемы социальной теории, эмпирических социологических исследований, истории социологии. Обсуждаются актуальные тенденции и перспективы развития социологии как научной дисциплины в России и зарубежных странах.
Статья носит обзорный характер и посвящена обсуждению вопроса соотнесения альтруистических и эгоистических паттернов индивидуального восприятия и поведения. Вектор рассмотрения проблемы задает расхождение общественно-научного и обыденного дискурсов о заботе. С опорой на результаты антропологических исследований забота анализируется в рамках концепции моральных оснований. Забота рассматривается и как инструмент политического и идеологического давления на макроуровне и в сфере организационных отношений. С позиций нейробиологии и психологии открывается потенциальная возможность интеграции заботы о себе и заботы о Другом в концепте идентичности. Использование «теории моральных мотивов» в качестве рамки осмысления нравственного наполнения идентичности позволяет интерпретировать заботу о себе как процесс исследования Я и выхода за пределы Я. Категория заботы приобретает трансцендентный характер — это уже не забота о целостности и благополучии Я, а способ истинно человеческого бытия.
Данное издание, состоящее из книги (Часть 1 – «Постоянство пребывания с собою») и диска (Часть 2 – «Что-то ведет нас в глубь самих себя»), включает в себя статьи, переводы и обсуждения, посвященные междисциплинарным исследованиям феномена заботы о себе и его осмыслению различными гуманитарными науками. Предназначено для всех, интересующихся проблемами личностного самовоспитания, преобразования и формирования себя как индивида, представителя социума, культуры и профессии.
В статье критически реконструируется аргументация Дж. Сёрла в пользу того, что для каждого лингвистически компетентного субъекта существуют логическое требование сильного альтруизма. Благодаря тому, что для обоснования моральных действий Сёрл обращается только к внутренним ресурсам субъекта, его подход сулит возможность преодолеть разрыв между сущим и должным. Тем не менее, в условиях очевидной вариативности этических мотивов и эпистемологической закрытости логического требования, сильный альтруизм фактически не справляется с ролью главного и единственного основания нравственности.
Различные аспекты истории идеи социальной солидарности. Теоретические и практические уроки этой истории. Интерпретация и сравнительный анализ взглядов Эмиля Дюркгейма и Фридриха Хайека на социальную солидарность и социальные правила, на проблему соотношения партикуляризма и универсализма. Пересмотр и уточнение некоторых устоявшихся трактовок идей солидарности, социальной регуляции, коллективного возбуждения, аномии у Дюркгейма, Хайека и Роберта Мертона. Соотносительная роль Частных солидарностей и "абстрактных правил" в современном мире, в частности, в российском обществе.
В статье исследуется одна из главных проблем социологической теории – проблема социального порядка и связанное с ней понятие социальной солидарности в контексте социологии эмоций. Эмоции сегодня рассматриваются как неотъемлемая часть человеческого поведения, выполняющая определенную роль в поддержании социального порядка и социальной солидарности. Концептуализация эмоций позволяет связать микро- и макроуровни социальной структуры, поскольку эмоции способствуют согласованным социальным взаимодействиям и коррекции нормативного поведения. На основе анализа корпуса работ по социологии эмоций автор приходит к выводу, что в изучении причин и последствий социальной солидарности социологи склонны рассматривать конкретные, так называемые «моральные эмоции» как обладающие наиболее ощутимым воздействием на поведение отдельных индивидов, социальных групп и организаций. Моральные эмоции, с точки зрения автора, в силу своих особенностей являются частью поведенческих комплексов, формирующих эмоциональные режимы общества, и тем самым поддерживают социальную солидарность.
В статье предложен анализ основных ключевых событий, связанных с изменениями в молодежных культурах и гражданских практиках современной России, произошедших за первое десятилетие XXI в. Параллельно рассматриваются дискурсивные представления о молодежи, характерные для этого периода (государственные программы, обращенные к молодежной теме, медийные проекты, активистские инициативы), а также политические ответы на рост молодежной активности, включая проекты молодежной мобилизации. Ключевое событие - финансово-экономический кризис (рецессия) 2008 г. - рассматривается в качестве перелома / рубежа нулевых, которое особым образом сказалось на переопределении молодежного вопроса в современной России в разных измерениях: политически-активистком, патриотическом, городском, субкультурном, информационном и др. В статье предлагается новый фокус рассмотрения новых форм молодежной активности через призму солидарного подхода, анализируются ключевые тренды новых молодежных солидарностей в политическом, культурном и экономическом измерениях.
Показано, что социальный капитал связан не только с макроэкономическими показателями на социетальном уровне, но и с экономическим поведением людей (n = 634). Рассмотрены связи социального капитала и отношения к деньгам. Высказано предположение, что социальный капитал может выполнять регулятивную функцию в отношении людей к материальным ресурсам, которая может проявляться на индивидуальном уровне в особенностях отношения к деньгам. Поскольку различные формы капитала могут конвертироваться друг в друга, то высокий социальный капитал индивида должен быть сопряжен с его меньшей ориентированностью на деньги. Установлено, что социальный капитал на индивидуальном уровне отрицательно влияет на выраженность следующих групп монетарных аттитюдов (по А. Фёнему): накопление/сохранение, власть/использование, неадекватность, безопасность.