• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Проблема рациональности в ранней греческой философии: теория познания Эмпедокла

С. 151-157.
Егоров А. С.

В изучении сохранившихся фрагментов первых представителей греческой философии особую роль играет реконструкция теории познания. Представители италийской традиции, по-видимому, уделяли данному вопросу больше внимания, по сравнению с ионийцами, о чем могут свидетельствовать фрагменты философских поэм Парменида и Эмпедокла. В случае с Эмпедоклом материал фрагментов и свидетельств более поздних авторов дает нам довольно противоречивую картину. Согласно сообщениям Аристотеля и Теофраста, сицилийский философ не различал чувственное восприятие и мышление: и ощущение, и мысль являются особыми случаями универсального принципа – подобное воздействует на подобное. С другой стороны, во фрагментах поэмы «О природе» содержится указание на то, что истинное знание является плодом откровения Музы. Кроме того, Эмпедокл обещает своему ученику поведать тайное знание о мироустройстве, которое даст возможность управлять силами природы. Концепция тайного знания и сверхъестественных способностей напрямую связана у сицилийского мыслителя с представлениями о душе, а процессы мышления и чувственного восприятия, описанные в поэме «О природе», связаны с материалом фрагментов поэмы «Очищения».