?
Музыкальное творчество на закате советской империи: традиционализм и новаторство 1970-1980-х годов
С. 286-305.
На протяжении всего советского периода традиции русской музыкальной классики будут удерживать прочные позиции, принимая формы художественного академизма, социалистического реализма, эстетического традиционализма. В высших своих проявлениях отличительной чертой музыкального творчества станет понимание искусства как духовно-философской рефлексии. Рефлексирующее сознание композитора откроет путь к искомому синтезу – поиску нового языка с опорой на предшествующую культурную традицию.
Жукова О. А., Международный журнал исследований культуры 2013 № 3(12) С. 134-142
Русская композиторская школа, как и русская музыка в целом — исторически сложившиеся художественно-эстетические феномены, ярко представляющие образ национальной культуры. Глинка и Чайковский — две вершины русской музыки. Творчество русских гениев принесло мировое признание национальному музыкальному искусству. В статье рассматривается проблема культурной «границы» между русской и европейской музыкальными традициями, творческого самоопределения русских авторов в диалоге с европейскими композиторскими ...
Добавлено: 11 декабря 2013 г.
Фёдорова А. А., Японские исследования 2018 № 3 С. 34-48
В статье рассмотрен период в истории Японии, когда кинематограф этой страны, всегда развивавшийся в диалоге с Западом, стремился стать воплощением исключительно «японского» культурного наследия. Поиски «чистого» национального стиля были продиктованы ростом национализма и политической конфронтацией с Западом, а также отсутствием коммерческого успеха японских кинофильмов на международной арене. Попытки наиболее прогрессивных киностудий модифицировать свою продукцию, приблизив ...
Добавлено: 27 сентября 2018 г.
Моисеев Д. С., Кабинетный ученый, 2021
Исследование российского историка философии Дмитрия Моисеева посвящено реконструкции политических воззрений итальянского мыслителя-традиционалиста Юлиуса Эволы (1898–1974), сопоставленных с политическими взглядами представителей немецкой «консервативной революции»: Освальда Шпенглера, Артура Мёллера ван ден Брука и Эрнста Юнгера. Кого европейские «правые» первой половины ХХ века определяли как своего главного врага? Какие ключевые идеи и устремления объединяли Эволу и «консервативных революционеров», ...
Добавлено: 12 мая 2021 г.
Edizioni Ritter, 2021
[RUS] Более девяноста лет назад Юлиус Эвола написал впоследствии неоднократно обновляемое и издававшееся эссе, которое вошло в его фундаментальную работу «Восстание против современного мира» (1934) – «Американизм и большевизм» (1929), впервые опубликованное когда мыслителю едва исполнился 31 год. В указанном эссе Эволой осуждались две крупнейшие опасности, с которыми столкнулась Европа – первую представляла собой американская ...
Добавлено: 24 октября 2022 г.
Василенко Ю. В., Философия. Журнал Высшей школы экономики 2017 Т. 1 № 2 С. 123-135
В статье представлены основные положения третьей из десяти «Лекций по политическому праву», прочитанных выдающимся испанским политическим философом-консерватором XIX в. Хуаном Доносо Кортесом в мадридском АТЕНЕО в 1836-1837 гг. В ходе лекции Доносо разбирает политическую философию Платона и Л. Г. А. де Бональда, доказывая, что оба философа при всех своих различиях создавали в целом общую «теорию ...
Добавлено: 30 июня 2017 г.
Канаева Н. А., Вопросы философии 2014 № 1 С. 115-126
В статье представлены результаты исследования проблемы систематизации знания в традиционной индийской культуре, в том виде, в каком она присутствует и решается в авторитетных санскритских текстах «Чхандогья упанишада», «Мундака упанишада, «Законы Ману, «Артхашастра» Каутильи, «Лалитавистара», «Камасутра» Ватсьяяны и др. Работая с индийским материалом, автор привлекает концептуальный аппарат неклассической эпистемологии и показывает взаимосвязи когнитивной практики с образовательной ...
Добавлено: 10 февраля 2014 г.
Эвола Ю., М. : Издание книжного магазина «Циолковский», 2019
Настоящее издание знакомит читателя с ранним, дадаистским периодом творчества известного итальянского философа-традиционалиста Юлиуса Эволы. Это было время смелых авангардистских экспериментов, время исканий и радикального отрицания ценностей современной цивилизации. В данный сборник вошли ранняя теоретическая работа Юлиуса Эволы "Абстрактное искусство" (1920), его дадаистская поэма "Затемнённые слова внутреннего пейзажа" (1921) и статья "Что такое "метафизическая реальность"?" (1920-е). ...
Добавлено: 12 мая 2021 г.
Тихонова Н. Е., Общественные науки и современность 2012 № 3 С. 5-21
В статье показано, что процессы культурной динамики протекают сегодня в России очень неоднозначно, что обуславливается рядом проанализированных в ней факторов. В результате в российском обществе присутствуют как достаточно четкие группы с устойчивым мировоззрением, отражающие общий вектор эволюции нормативно-ценностных систем общества в целом, так и разного рода переходные мировоззренческие группы. Проанализированы также некоторые общие и специфические ...
Добавлено: 13 декабря 2012 г.
Рогинская О. О., Логос 2012 № 1 С. 270-288
В статье на материале театральной жизни Москвы и Санкт-Петербурга 2000-х годов рассматривается проблема статуса литературной классики в современном российском театре и описываются постановочные алгоритмы, действующие сегодня в театре в отношении классических текстов, а также зрительские интенции и ожидания, связанные с отношением к классике. Современные режиссеры, отдающие предпочтение классике, лишают современность собственного образа (лица и языка), ...
Добавлено: 2 ноября 2010 г.
Жукова О. А., Вопросы философии 2011 № 6 С. 112-122
Одной из наиболее сложных философских проблем наших дней является культурная и политическая идентичность национальных государств. Вот почему проблема духовного и политического наследия России в контексте Современности кажется столь важной. Современная интерпретация русской политической культуры, согласно авторскому видению, акцентирует прошлое не ради прошлого, но как живую часть культурного опыта человечества, которая является гарантией развития исторического самосознания, ...
Добавлено: 11 декабря 2013 г.
Василенко Ю. В., Антиномии 2011 № 11 С. 304-329
Автор анализирует генезис испанского традиционализма в первой половине XIX в., механизмы и логику его адаптации к условиям Нового порядка, в частности, политико-идеологические парадигмы испанских традиционалистов 1814–1833 гг., основные элементы политико-идеологической парадигмы Х. Бальмеса, значение его работы «Пий IX» для исторических судеб испанского традиционализма, сравнивает различные аспекты традиционалистской, либерально-консервативной и либеральной интерпретаций политико-идеологического наследия Бальмеса и ...
Добавлено: 2 ноября 2015 г.
Носачев П. Г., В кн. : Традиция и традиционализм: Материалы круглого стола. : Наука i освiта, 2011. С. 27-28.
В докладе рассматривается влияние интегрального традиционализма на религиоведческую теорию М. Элиаде ...
Добавлено: 5 марта 2013 г.
Карданова Е. Ю., Пономарева Алена Александровна, Осин Е. Н. и др., Вопросы образования 2014 № 2 С. 44-81
Для внедрения современных методов обучения необходимо изменить убеждения учителей. В понятии «убеждения» обобщаются концепции, взгляды и личная идеология учителя, которые лежат в основе его практики. Выделяются традиционные убеждения, согласно которым суть обучения состоит в прямой передаче знаний, и конструктивистские, ориентированные на построение знаний самими учащимися с помощью специально организованной деятельности. 390 учителей в Латвии, 332 ...
Добавлено: 22 февраля 2014 г.
М. : Янус-К, 2012
Монография посвящена анализу философских вопросов современного общественного развития, проблем познания социальной реальности в условиях глобальных инновационных процессов развития общества, техники, экономики, науки и образования. ...
Добавлено: 19 декабря 2012 г.
Василенко Ю. В., Антиномии 2020 Т. 20 № 4 С. 82-100
Статья посвящена трансформации образа «врага» в зарождающемся в Испании в последней трети XVIII – первой половине XIX в. консервативном политическом дискурсе. Сопоставляя образы «врага» в политических дискурсах традиционалистов и либеральных консерваторов, автор показывает, что первый выстраивается на религиозно-философских основаниях, на которые с большим трудом в начале XIX в. наслаиваются политические; второй имеет своей опорой сугубо ...
Добавлено: 2 января 2021 г.
Паин Э. А., Terra Economicus 2015 Т. 13 № 3 С. 97-108
В статье автор делает попытку обоснования своей гипотезы о том, что Россия с начала 2000-х годов демонстрирует вполне типичный для многих стран мира волнообразный процесс подъема и спада общественного интереса к тем или иным политическим моделям. В частности, наблюдаются признаки то угасания интереса к социализму, то вспышки его временной реабилитации, подъема интереса к демократии, а ...
Добавлено: 15 марта 2016 г.
Эвола Ю., М. : Издание книжного магазина "Циолковский", 2020
Настоящее издание впервые представляет русскоязычному читателю эссе традиционалиста Юлиуса Эволы «Даосизм» (1959). В данной работе итальянский мыслитель рассматривает основные понятия и философские положения древнего китайского учения, предлагая авторскую интерпретацию оных. Для широкого круга интересующихся традиционализмом, западной мыслью ХХ века и восточной философией. ...
Добавлено: 12 мая 2021 г.
Житенев Д. С., Моисеев Д. С., В кн. : Большая российская энциклопедия: научно-образовательный портал. : БРЭ, 2023.
Кумарасва́ми Ана́нда (Ананда Кентиш Кумарасвами, Ananda Kentish Coomaraswamy) (22.8.1877, Коломбо, Британский Цейлон, ныне Шри-Ланка – 9.9.1947, Нидем, Массачусетс, США) – геолог, историк и теоретик искусства, религиовед, философ, метафизик, эзотерик. Один из первых интерпретаторов древнеиндийского искусства на Западе. Наряду с Р. Геноном, Ю. Эволой и Ф. Шуоном является одним из ключевых представителей интегрального традиционализма. Занимался вопросами традиционного искусства, эстетики ...
Добавлено: 30 ноября 2023 г.
Масиель С. Л., Архитектурное наследство 2020 № 73 С. 79-98
В XVI–XVII вв. столпный храм был главным архитектурным типом. Исследование, впервые обобщившее сведения о всех храмах этого типа (более 40), построенных после 1730 г., показало, что они теперь обычно копировали региональный образец и строились преимущественно в селах. Сам тип стал более разнообразным за счет новых вариаций с одним и восьмью столбами, а также гибридов с ...
Добавлено: 17 декабря 2020 г.
Василенко Ю. В., Антиномии 2014 Т. 14 № 1 С. 71-92
В статье проведен анализ политико-идеологической идентичности падре Ф. Себальоса (1732–1802) как одного из философов-схоластов, стоявших у истоков политической идеологии испанского традиционализма. Автор показывает многосоставной характер политико-идеологической идентичности Себальоса, выявляет три ее составляющие: либерально-консервативную, традиционалистскую и потенциально праворадикальную. Проанализировав интерпретации главного сочинения Себальоса «Ложная философия», автор приходит к выводу о характере его политико-идеологической идентичности как традиционалистской ...
Добавлено: 1 ноября 2015 г.
В статье представлены результаты исследования дискурсов молодежной политики в Финляндии, Германии, Великобритании и России. Официальные тексты, определяющие молодежную политику: законы, государственные программы, стратегии молодежной политики, изучались на основе конструкционистской исследовательской программы, предполагающей выявление дискурсивных способов проблематизации и лейтмотивов. Анализ нормативных документов показал, что в дискурсе молодежных политик стран Европейского союза доминирует риторика наделения правом, а ...
Добавлено: 16 октября 2021 г.
Жукова О. А., В кн. : Александр Иванович Герцен и исторические судьбы России. Материалы Международной научной конференции к 200-летию А.И. Герцена (институт философии РАН, 20-21 июня 2012 г.). : М. : РООИ «Реабилитация», 2013. С. 109-122.
В статье рассматривается культурно-политические воззрения А.И. Герцена, выдающегося русского мыслителя, лидера западников, рассматривается уникальность его фигуры в социальной истории России, драматические повороты его интеллектуальной биографии, определившие подходы к пониманию свободы как личностного и политического феномена. ...
Добавлено: 23 января 2014 г.
Ясавеев И. Г., В кн. : Молодежь в городе: культуры, сцены и солидарности. : М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020. С. 162-177.
В главе анализируется риторика российских властей в отношении молодёжи в течение третьего президентского срока Владимира Путина. Выявлены лейтмотивы властной риторики в отношении молодёжи: повторяющиеся конструкции, выражающие главные аспекты проблематизируемых ситуаций и реакции на них. Анализ риторики подтверждает предположение о прагматичном отношении российской властной элиты к молодёжи. Властями проблематизируется предполагаемое внешнее воздействие на молодых людей, тогда как ряд ситуаций: ...
Добавлено: 20 августа 2020 г.
Туровский Р. Ф., Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки 1996 № 5 С. 51-64
Геополитические концепции имеют две основы — природно-географическую и духовную. Природно-географическая основа определяется в геополитике через географическое положение государства на разных
региональных уровнях вплоть до глобального, набор соседей и характер соседства (длина и свойства границы, транспортно-географическая зависимость стран друг от друга, комплиментарность отношений двух
стран, наличие конфликтов), отношение к транспортным путям, природные, физико-географические особенности государственной территории, т. е. через весь комплекс индикаторов политико-географического ...
Добавлено: 23 апреля 2020 г.