• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Либертарно-институциональная концепция права

С. 194-227.

Изложенная концепция относится к теории социальных институтов. Объектом исследования являются правовой принцип социальности (социокультуры) и институты, построенные по правовому принципу.

Цель концепции – формирование либертарно-юридической институциональной теории, различающей институты (а также культуры, цивилизации) правового и силового (потестарного) типов, включая государственность – институты формирования и осуществления публичной власти.

Методология исследования в целом определяется либертарной культурологической парадигмой: во-первых, правовой принцип социокультуры – это признание самопринадлежности человека (автономии личности) и вытекающий отсюда запрет агрессивного насилия; тем самым определяется и либертарианское понимание прав человека: человек имеет права только на себя и на свое собственное. Во-вторых, это признание, что социокультуры могут строиться как по правовому, так и по силовому (потестарному) принципу, и, соответственно, различение правового и потестарного типов культуры. Это позволяет юридическому либертаризму как исследовательской программе выйти за пределы нормативной теории правового закона (и нормативной теории правового государства) и изучать правовые институты в реальных социокультурах, в их соотношении с институтами потестарного типа.

Концепция строится на основе современного институционализма – в противоположность легистике, которая ограничивает объект исследования официальными текстами. Институционализм позволяет выявлять реальные социальные нормы (системы норм, институты) и, в частности, иметь адекватные представления о реальном соотношении правового и силового регулирования, о заявленных и действительных функциях государственности.

Предложенная типологизация социокультур позволяет различать цивилизационные типы, в которых доминировал правовой принцип (греко-римская античность, капитализм), и цивилизационные типы, в которых господствовало потестарное начало (деспотизм, коммунизм), а также определить смешанные цивилизационные типы, в которых сталкиваются правовое и потестарное начала социальности (западный и восточный типы феодализма, западный и восточный типы социал-капитализма). Причем в смешанных сохраняется соответствующий культурный код – правовой или потестарный, препятствующий принципиальным цивилизационным изменениям: такие изменения происходят лишь постольку, поскольку цивилизация рано или поздно погибает, и на ее месте формируется новая, возможно, противоположного типа. Следовательно, так как российская цивилизация строилась по потестарному типу, все ее изменения происходят лишь в пределах этого типа социокультуры, и она не может трансформироваться в цивилизацию правового типа.