• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Как обеспечить информационную открытость школы перед обществом: несколько уроков из международного опыта

С. 132-151.
Вальдман И. А.

Обеспечение информационной открытости системы образования является одним из важных приоритетов современной образовательной политики России. В стране достаточно активно делаются первые шаги в этом направлении. Развивается практика подготовки публичных докладов школ, наполняются сайты образовательных учреждений и управленческих структур, ведется работа органами государственно-общественного управления, вводятся информационные системы управления образовательными учреждениями (базы данных, электронные журналы и дневники), дающие актуальную информацию участникам образовательного процесса. Создаются информационные порталы региональных органов управления, содержащие информацию о школах, формируются рейтинги школ и муниципалитетов, публикуются данные различных процедур оценки качества образования. Стала обсуждаться проблематика использования открытых данных, которые дают возможность в автоматическом режиме собирать информацию с сайтов органов власти (государственных учреждений) и создавать с их помощью различные ресурсы, интересующие потребителей. Формируется нормативно-правовая база обеспечения прозрачности и доступности информации о системе образования. Все эти действия направлены на преодоление информационной закрытости образовательных учреждений и органов управления образованием — в уверенности, что эти усилия изменят ситуацию к лучшему.

Вместе с тем нельзя оставить без внимания проблемы и сложности, существующие в организации информационного взаимодействия школы и общества. Например, дает о себе знать «болезнь роста» — тексты публичных докладов и других информационных материалов школ иногда готовятся формально: они не учитывают специфику информационных запросов пользователей, пишутся на непонятном обществу педагогическом «сленге», готовятся «узким коллективом» администрации без привлечения общественности, не ориентированы на получение обратной связи от пользователей. Нередки случаи, когда опубликованная для общественного блага информация неадекватно интерпретируется учредителями или надзорными структурами и используется для наложения санкций на образовательные учреждения.