Глава
Современный женский взгляд на гендерную идентичность (на материале произведения И. фон Кюрти "Mondscheintarif")
Статья посвящена анализу главного женского образа в произведении Ильдико фон Кюрти "Mondscheintarif". Автор определяет особенности поведения героини, рушашей устоявшиеся стереотипы "правильной" гендерной идентификации - женского архетипа как хранительницы очага, верной жены, добродетельной матери, и выделяет черты реальной, среднестатистической женщины - несовершенной, но от этого еще более привлекательной. В статье комментируется важный признак нового типа идентичности современной женщины - презентационность женского сознания, т.е. превалирование демонстрируемых характеристик над характеристиками сущностными. Рассуждения автора завершаются выводом о необходимости деконструкции сложившихся и реконструкции новых, альтернативных представлений о гендере.
В книге

Представлен анализ самоопределения работающих женщин с различными характеристиками гендерной идентичности. Показано, что тип гендерной идентичности может быть связан с особенностями осуществления выбора профессии и обоснования собственной жизненной концепции, а также с отношением женщин к себе.
В статье анализируется правомерность гендерных стереотипов, связанных со школьным образованием; использованы данные гендерной статистики выпускников школ Нижегородской области.
На основе анализа публикаций немецких социологов, посвященных проблемам развития образования в условиях современной трансформирующейся Германии, в работе рассматривается положение трех проблемных социальных групп: иммигрантов и детей из их семей; представителей социально уязвимых слоев; различных категорий женщин. В числе социально уязвимых слоев подробно рассматриваются проблемы различных категорий людей с ограниченными возможностями, а также людей, находящихся в недрах пенитенциарной системы и лиц, освобожденных из мест заключения. Гендерная проблематика в системе образования касается вопросов профессионального поддержания одиноких матерей, проблемы научной карьеры немецких женщин. Проведенный анализ позволил сформулировать основной вывод немецких социологов: система образования объединенной Германии перестала выполнять свою основную функцию – создание предпосылок для того, чтобы социальный успех людей был связан с их способностями, настойчивостью и энергией. Вместо этого уже на этапе общеобразовательной школы существующая система образования Германии является скорее институтом нисходящей, а не восходящей социальной мобильности.
В статье обсуждается использование Национального корпуса русского языка для социолингвистических исследований. Предлагается использовать имеющуюся в Устном корпусе разметку по полу говорящего в качестве основы для статистического анализа различий между речью мужчин и женщин. Подробно обсуждаются результаты одного направления анализа — сравнительная длина высказываний (реплик) мужчин и женщин, измеренная в количестве словоформ. Обнаружена статистическая значимость различий по этому параметру между мужчинами и женщинами в публичной коммуникации — мужчины говорят больше женщин — при отсутствии статистически значимых различий в частной коммуникации. Также значимым оказывается пол адресата, причем корреляция снова носит существенно разный характер в подкорпусе публичной и частной речи. В частной коммуникации реплики говорящего оказываются несколько длиннее в разговоре с человеком того же пола; в публичной коммуникации реплики говорящего оказываются существенно длиннее при обращении к женщине, чем к мужчине, вне зависимости от пола говорящего. Эти выводы хорошо согласуются с результатами гендерных исследований в западной социолингвистике: различия между мужской и женской речью не абсолютны, но зависят от ситуации общения; публичный дискурс является ареной языкового соревнования, в котором преимущество остается за мужчинами, в то время как в частной коммуникации соревновательность исчезает.
Анализируются гендерные трансформации повседневной жизни, в частности трансформации культуры еды в Советской России 1920-х гг.
Проиллюстрирована гендерная специфика субъективных оценок счастья и связь изменений этих оценок с изменением семейно-брачных отношений.
Сборник статей составлен по материалам конференции, на которой рассматривались вопросы лингвистики текста, романо-германской филологии, прагматического, когнитивного и семантического аспектов лингвистических исследований, современных проблем перевода, методики обучения иностранным языкам и межкультурной коммуникации.
Перевод Т.3 пятитомной «Истории женщин на Западе», посвященной положению женщин в Европе XVI-XVIII вв., их роли в социально-экономической, политической и культурной жизни и их репрезентациям в литературе и искусстве.
В брошюре осуществлен анализ публикаций немецких социологов, посвященных проблемам иммиграции в Германию и в страны ЕС, а также молодежной проблематики. Эти два направления рассматриваются совместно в связи с тем, что они тесно переплетены в немецкой социологии. В работе использованы многочисленные немецкие источники доселе неизвестные массовому российскому читателю. Представляет интерес для социологов, социальных работников, преподавателей, аспирантов и студентов.