?
О современных исследованиях творчества Н. Бердяева
Гл. 1. С. 5-12.
Пружинин Б. И.
В статье дана общая характеристика философского наследия Н. А. Бердяева в его современном значении, названы важнейшие направления современных исследований этого наследия за последние два десятилетия, определены перспективы дальнейших исследований в этом направлении.
М. : РОССПЭН, 2013
В книге представлены избранные работы о философском наследии Н. А. Бердяева (1874-1948), написанные за последние два десятилетия главным образом отечественными авторами. Рассмотрены важнейшие стороны творчества выдающегося русского мыслителя, не потерявшие актуальность и сегодня\6 его экзистен7циальгная философия личности и свободы, философия истории и культуры, эстетика и философия искусства, онтология и эсхатология. Книга адресована специалистам и всем ...
Добавлено: 18 ноября 2013 г.
Бессчетнова Е. В., Философские науки 2013 № 7 С. 96-104
Можно сказать, что в сложной структуре взаимоотношений историософских идей и людей русского девятнадцатого века, когда формировались основные смыслы русской ментальности, можно назвать две фигуры равновеликих гениев – К. Леонтьев и Вл. Соловьева. Соловьёв и Леонтьев пытались создать историософские проекты, должные изменить ход истории, Они шли по разным путям, но пришли к одним и тем, же ...
Добавлено: 29 октября 2013 г.
Доронина А. А., Философские науки 2020 Т. 63 № 6 С. 65-81
Статья посвящена философскому анализу творчества И.А. Бунина и В.И. Иванова с точки зрения их оценки истории России, русской культуры, литературы и языка. Выявляется сближение и расхождение позиции Ивана Бунина и Вячеслава Иванова по отношению к событиям русской революции. В работе делается попытка показать особое положение, которое занимает творчество И.А. Бунина и В.И. Иванова в литературе ...
Добавлено: 28 сентября 2020 г.
Порус В. Н., В кн. : Николай Александрович Бердяев. : М. : РОССПЭН, 2013. С. 6-12.
Анализируется современное состояние исследований творчества Н. А. Бердяева. Определены перспективы развития этих исследований. ...
Добавлено: 27 ноября 2013 г.
Каменских А. А., В кн. : Эсхатос: Философия истории в предчувствии конца истории. Вып. 1.: Одесса : ФОП «Фрiдман О.С.», 2011. С. 32-49.
В статье рассматривается проблема возникновения телеологических моделей философии истории в западной традиции. Обосновывается предположение о тесной связи философско-исторических моделей данного типа с представлением о конце истории (христианской концепцией «парусии») и особой, «зернистой» структуре исторического времени, допускающей возможность разрыва последовательности событий в любой из моментов исторического процесса. Рассматривается ряд «переходных» моделей, представляющих собой моменты становления христианской ...
Добавлено: 23 марта 2013 г.
Мартемьянов К. А., История философии 2021 Т. 26 № 1 С. 122-138
В статье обсуждается влияние мысли и творчества Ф.М. Достоевского на философию Н.А. Бердяева и С.Л. Франка. Рассматриваются парадигмальные для русской религиозной философии понятие и опыт «живого знания», а также его предвосхищение в творчестве Ф.М. Достоевского. В связи с тем, что проблема живого знания выходит за пределы чистой гносеологии, в статье также поднимаются темы этического идеала, ...
Добавлено: 30 июня 2021 г.
Асламов Н. Е., В кн. : Философия. Язык. Культура (Вып.3). Вып. 3.: СПб. : Алетейя, 2012. Гл. 29. С. 314-324.
Сравнение истории с человеческой жизнью — крайне распространенный историософский топос. Однако при всей его популярности изучение истории бытования этого топоса ещё далеко от завершения. Чем, собственно, обеспечивается устойчивость этого сравнения? Какие функции оно выполняет при тех или иных методологических установках авторов? В данной статье предлагается сосредоточиться на одном из наименее изученных вариантов употребления органицистской аллегории ...
Добавлено: 16 февраля 2013 г.
Kraków : The Pontifical University in Krakow Press, 2015
Книга представляет собой свежий и интересный взгляд на значение русской религиозной философии для понимания роли религии в соверменном, "пост-секулярном" мире. ...
Добавлено: 5 октября 2015 г.
Стефанович П. С., Петербургские славянские и балканские исследования 2023 № 2 С. 29-52
В статье рассматривается, как эсхатологические модели, известные в литературе Московского
государства конца XVI – середины XVII в., определяли место Руси / России в мире и мировой истории. Исходной для анализа является модель богоизбранной исключительности Московского царства,
которую нередко называют особой московской мифологией. Эсхатологические идеи, прежде всего,
идея «Москва—Третий Рим», развитая псковским монахом Филофеем в 1520-х гг., были необходимым
элементом ...
Добавлено: 24 февраля 2024 г.
This paper presents the analysis of the concept of love in the religious philosophy of Nikolay Lossky. According to Lossky love is the absolute value in itself, integrating the world of values in a single axiological system, and on the other side it is the main vital force that unites of the social world. His ...
Добавлено: 30 января 2018 г.
Оболевич Т. С., Sourozh 2020 Vol. 112 P. 72-73
Добавлено: 8 мая 2020 г.
Доброхотов А. Л., В кн. : Аверинцевские чтения. : М. : Издательство МГУ, 2008. С. 58-67.
Великое поколение «шестидесятников», которое до сих пор удивляет неиссякаемым творческим ресурсом и духовной пассионарностью – поколение, к которому принадлежал Сергей Сергеевич Аверинцев – уходит сейчас с какой-то беспощадной скоростью. Книги и дела остаются, но оказывается, что этого мало. Видимо, существует критическая квота присутствия, которая позволяет голосу поколения участвовать в «шуме времени»; и вот – этот ...
Добавлено: 31 марта 2013 г.
Локтионов А. А., , in : Eschatology in Antiquity: Forms and Functions. : Routledge, 2021. Ch. 3. P. 49-62.
Добавлено: 23 ноября 2021 г.
Павлов А. В., Логос 2018 Т. 28 № 6 С. 1-19
После того как ключевые теоретики постмодерна оставили тему (Фредрик Джеймисон) или даже признали, что постмодерна больше нет (Линда Хатчеон), с 2000 года начали возникать различные концепции, которые объединяются зонтичным термином «постпостмодернизм». Одной из последних интеллектуальных альтернатив постмодерну стал метамодернизм, предложенный двумя европейцами — Тимотеусом Вермюленом и Робином ван ден Аккером. В 2010 году они опубликовали своеобразный манифест «Заметки о метамодернизме», в котором постарались доказать, что в новой культуре ...
Добавлено: 20 января 2019 г.
Порус В. Н., Russian Studies in Philosophy 2017 Vol. 55 No. 5 P. 320-335
«Морализм» Льва Толстого – призыв к очищению нравственных универсалий как оснований культуры, в которой нет противоречия между ценностями индивидуальной жизни и ценностями социального «мира». Быть нравственным значит: либо следовать абсолютным моральным требованиям, совершая те или иные поступки, либо ориентироваться на конечные идеальные цели движения, принимая ответственность за отклонения от них и исправляя ошибки. В обоих ...
Добавлено: 10 ноября 2017 г.
Кантор В. К., Гефтер 2013
Если существует культурно-историческая справедливость, то она не имеет срока давности. Шекспир был забыт почти на двести лет. На нашей памяти из забвения вышли Михаил Булгаков и Андрей Платонов, не говорю уж о русской религиозной философии. Но бывают более сложные, немыслимо сложные случаи, когда мыслитель и писатель вроде бы известен, но имя его обросло такими несусветными ...
Добавлено: 10 декабря 2013 г.
Жукова О. А., Russian Studies in Philosophy 2017 Vol. 55(6) No. 6 P. 381-395
Добавлено: 7 декабря 2017 г.
Кантор В. К., Вопросы философии 2014 № 5 С. 65-72
На материале рассказа Достоевского “Бобок”, который в концентрированном виде дает нам представление о том, как писатель понимал смерть и жизнь в России, автор раскрывает религиозно-философские аспекты темы "жизни в смерти". Каторжная жизнь в смерти, временная смерть, которую прошел в России не один Достоевский, лишь у него стала предметом художественной рефлексии. При этом надо понимать, что ...
Добавлено: 21 мая 2014 г.
Виноградова О. А., Углева А. В., Russian Journal of Philosophical Sciences (Filosofskie nauki) 2019 Vol. 62 No. 4 P. 113-131
Начиная с эпохи Просвещения, способность человека к совершенствованию, или perfectibilité, обычно называют его основополагающей чертой. Однако этот термин, введенный в философский словарь Ж.-Ж. Руссо, постепенно приобрел дополнительный смысл в немалой степени благодаря работам Н. де Кондорсе, Т. Мальтуса и Ч. Дарвина. Так человек, обладающий perfectibilité, не просто способен к работе над собой, но, совершенствуя свои ...
Добавлено: 10 июля 2019 г.
Кантор В. К., М. : Научно-политическая книга, 2013
Новая книга Владимира Кантора, писателя и философа, доктора философских наук, ординарного профессора НИУ-ВШЭ, члена редколлегии журнала «Вопросы философии», известного историка русской мысли, составлена из статей, публиковавшихся в течение последних десяти лет в разных сборниках и журналах. Вместе с тем все они подчинены решению одной проблемы – выяснению взаимоотношения мифа и реальности в русской культуре. В. ...
Добавлено: 29 ноября 2013 г.
Афанасов Н. Б., Павлов А. В., Знание. Понимание. Умение 2019 № 2 С. 46-62
В статье рассматривается одна из последних попыток «переписывания» постмодернизма, предпринятая американским философом Кристианом Морару, известная под названием «космодернизм». Авторы воссоздают ход дискуссии о необходимости построения нового философского проекта взамен постмодернизму Фредрика Джеймисона, на которую опирался в своей философской работе Морару. Статья предлагает историко-философскую реконструкцию становления теории космодернизма в её связи со спорами вокруг постпостмодернизмов начала ...
Добавлено: 4 июля 2019 г.
Селезнёв М. Г., Шелушпанов А. В., Индоевропейское языкознание и классическая филология 2014 Т. 18 С. 842-852
Статья посвящена недавней дискуссии между исследователями Септуагинты о значении выражения εἰς τὸ τέλος в подзаголовках греческой Псалтири. В еврейской Псалтири подзаголовки такого рода являются указаниями о том, как следует исполнять данный псалом, и используют особую музыкальную терминологию. Переводчики Псалтири на греческий язык были незнакомы с этой терминологией, что привело к появлению в подзаголовках греческой Псалтири ...
Добавлено: 2 декабря 2022 г.
Павлов И. И., Вопросы философии 2019 № 10 С. 122-131
В статье рассматривается полемика Василия Розанова и Николая Бердяева о соотношении Христа и мира, имевшая место на заседаниях Религиозно-философского общества в Санкт-Петербурге. Автор помещает эту полемику в современный контекст дискуссий о роли метафизики в спорах о религии, связанных с постсекулярной ситуацией. Реплика Розанова и ответ Бердяева анализируются не как образец «экзотичной» русской религиозной философии, построенной ...
Добавлено: 29 октября 2019 г.