Книга
Предания Коркута. Огузский героический эпос как источник по истории тюркских народов Центральной Азии IX-XI вв.
«Книга моего деда Коркута на языке племени огузов» является единственным письменным памятником средневекового эпоса тюркоязычных (огузских) народов. Процесс формирования данного эпоса, родственного фольклору и произведениям средневековых тюркских литератур Центральной Азии и испытавшего при этом влияние образцов мусульманской литературы, начинается приблизительно в IX в. и продолжается вплоть до XIII в. Таким образом, в нем нашли отражение и предания ранней тюркской полулегендарной истории, и более поздние события, связанные с распространением владычества огузов на территории Малой Азии и их контактами с Византией. В монографии рассматриваются вопросы, связанные с историей культуры и мировоззрения огузских народов в период их продвижения на Запад и укрепления в Малой Азии и Закавказье, отраженной в эпических сказаниях «Книги моего деда Коркута» и некоторых других памятниках, а также история изучения тюркского огузского эпоса в российской и зарубежной тюркологии и востоковедении в целом.

Статья посвящена неразработанной проблеме севернопричерноморской эпиграфики — ранневизантийской палеографии региона. На основании всех известных памятников автор выделяет две региональные школы: херсонскую и боспорскую, и анализирует их эволюцию. Результаты анализа могут стать основанием для палеографической датировки новых надписей.
Книга посвящена турецкой городской повести - жанру турецкого фольклора, особенностью которого является функционирование одних и тех же сюжетов в устном исполнении и в виде рукописного, а впоследствии и печатного текста. Исследование затрагивает проблемы, связанные с историей как собственно турецкой культуры и литературы, так и смежных культурных ареалов, а также более общие проблемы взаимовлияния устного и книжного текстов.
Рассматривается тюркский контекст рассказа о гадании половецкого хана Боняка по волчьему вою, помещенного в Повести временных лет под 6605 (1097) г. Нельзя исключать, что книжник опирался на реальную практику гадания, упоминания о которой прослеживаются как в письменных источниках (Ахмед ибн-Фадлан), так и во фразеологии современных тюркских языков.
Авторы исследуют греческие предания о движении людей Амфилоха и Калханта после Троянской войны (традиционно считающиеся частью традиции о Мопсе и его движении на Восток в то же время) в сопоставлении с египетскими надписями в Мединет-Абу, сведениями о позднехеттском царстве Куэ/(Ах)хиява под властью «дома Мопса» и археологическим материалом из Мерсина и Тарса. Исследование подтверждает, что традиция о людях Амфилоха и Калханта и их деятельности в Киликии, вопреки обычному мнению, исходно была достаточно независима от преданий о Мопсе и имеет историческую основу в виде самостоятельного миграционного потока - движения ахейского компонента в составе великого нашествия «народов моря» при Рамсесе III, в то время как предания о Мопсе отражают иной миграционный поток. Выявляется, что предания о взаимодействии «группы Амфилоха и Калханта» с «группой Мопса» в Киликии по своим общим мотивам (в отличие от вымышленных и разноречивых подробностей этого взаимодействия в традиции) также восходят к реальным взаимодействиям различных групп пришельцев XII в. до н.э. на территории Киликии
Статья посвящена анализу сравнительных конструкций в тексте хеттского эпоса «Песнь об Улликумми». В статье подробно рассматриваются примеры, включающие сравнение с семантикой симилятива («X как Y»), делается анализ контекста, позволяющий диагностировать сравнительный оборот в отсутствие специфических маркеров, в том числе в бессоюзных конструкциях (с соположением винительных падежей), рассматривается порядок слов в таких предложениях. Показано, что сравнение стабильно занимает позицию непосредственно перед глаголом, линейно после дополнения и обстоятельства места. Тем любопытнее наблюдать случаи, когда стандарт сравнения (то, с чем сравнивается объект сравнения (STAND)) оказывается в начальной позиции, - как правило, это положение коррелирует с перемещением субъекта вправо, в маркированную позицию после глагола (right dislocation). Что касается линейного расположения в клаузе, конструкции с союзами «как» выглядят как последовательность «сравниваемое - стандарт сравнения - маркер стандарта». Наблюдаются редкие последовательности «стандарт сравнения - сравниваемое - маркер стандарта», при этом очевидно возникает маркированность, связанная с требованиями информационной структуры и требующая дальнейшего объяснения. В бессоюзных конструкциях стандартная последовательность выглядит как «сравниваемое - стандарт сравнения». В работе отмечено, что симилятивные конструкции в «Песни об Улликумми» потеряли собственную семантику симилятива и фактически служат маркерами качественных характеристик поэтических образов.
В статье рассматривается география мифов о Лилит. В частности показано, что в регионе, где в древности родились традиции, связанные с этим демоном (Месопотамия, современный Ирак), мифы о Лилит продолжают бытовать и сейчас. Примыкающий к северному Ираку регион Иранского Азербайджана также явлется местом распространения сюжетов с этим персонажем. Лилит представлена в двух типах источников. Во-первых, это сборники сирийских заговоров и амулеты в виде свитков («Заговор Мар Авдишо от демона Тебˁа», «Заговор-молитва Марии Блаженной от всякой боли и болезни»). Во-вторых, это устные тексты, записанные лингвистами от информантов-носителей северовосточных новоарамейских диалектов («Лелита-младенец», «Лелита из Чала», «Пещера великана», «Лис и мельник»). Кроме того, Лилит – один из главных персонажей цикла рассказов об эпическом герое Катыне.
Монография сводит воедино разновременные, иногда труднодоступные публикации и ранее не публиковавшиеся записи верхнеколымских юкагирских преданий о Халандине, дополняя их рядом наблюдений и обширным историческим и литературоведческим исследовательским комментарием. Работа рассчитана на читателей, интересующихся культурой и историей юкагиров, фольклорными традициями и этнической историей Сибири и Дальнего Востока, архаическими эпосами. Печатается в авторской редакции.
Статья отражает результаты исследования ритуальных нарративов мыонгов и изменений в их восприятии во Вьетнаме в период с середины 50-х годов 20-го века до середины второго десятилетия 21 века. Автор прослеживает специфику нарративов разных видов и назначения, особенности их содержания и исполнения, трансформаций в их восприятии – от осуждения как «суеверий и предрассудков» до признания в качестве национального культурного наследия. Основное внимание автора сосредоточено на мифо-эпическом цикле «Рождение Земли и Воды», произведении устной народной культуры, обладающем характерными художественными особенностями и большой историко-культурной значимостью.
сборник посвящен 75-летнему юбилею главного научного сотрудника отдела Юж- ной и Юго-западной азии маЭ Ран, доктора филологических наук я.В. Василькова. Вид- ный индолог-филолог и этнограф, ученый мирового уровня, он продолжает и развивает лучшие традиции школы петербургского востоковедения. сборник состоит из несколь- ких разделов, отражающих круг основных профессиональных интересов юбиляра. В них вошли статьи отечественных и зарубежных специалистов по индоевропеистике и ведий- ским исследованиям, эпосу и культуре древней индии, по истории индийской филосо- фии и буддологии, этнографии и фольклору индии, а также по истории науки. особое внимание уделено вопросам изучения индийского эпоса, поскольку я.В. Васильков в своих многолетних исследованиях творчески развивает методологию российской школы истори- ко-типологического изучения фольклора.
В статье рассматривается изменения, произошедшие с историческими сюжетами и героями древней истории Китая в стихотворных текстах эпохи Мин (ХIV–ХVII вв.), собранных известным антологистом Шэнь Дэ-цянем (1673–1769) в сборнике Мин ши бе цай («Минские стихи в самочинном отборе»). В поздних стихах поэты всё чаще от простой исторической аналогии, типичной для прежней поэтической традиции, начинают прибегать к символической игре, построенной на сложившейся веками типизации исторических персонажей: «герой», «злодей», «мститель», отходя от сюжета исторического повествования с его тонкой детализацией и градацией моральных оценок. Можно предположить, что в отсутствие в Китае целостной мифологии и полноценной эпической традиции, исторические персонажи со временем начинают постепенно играть роль героев мифов и эпоса, функционально их замещая, а исторический нарратив, в частности, Ши цзи («Исторические записки») Сыма Цяня (ок. 145–85 гг. до н.э.), становится источником своего рода квазимифологических или псевдоэпических сюжетов.
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными аспектами развития современного информационного пространства.
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными аспектами современных коммуникационных процессов.
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными этическими вопросами организационной, профессиональной и межличностной коммуникации.
Статья посвящена критике двух работ, претендующих на то, чтобы стать введением в агиографию: выпущенного издательством ПСТГУ курса лекций Е. Н. Никулиной по предмету «Агиология», а также опубликованной издательством «AXIOMA» книги В. М. Лурье «Введение в критическую агиографию». На ряде мест показывается научная несостоятельность обеих работ.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.