?
Модальная версия онтологического аргумента в свете логических идей Н.А. Васильева
Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2013. № 4(24). С. 11-25.
Горбатов В. В., Горбатова Ю. В.
В данной статье рассматривается модальная версия онтологического аргумента Ансельма (т.н. «модальный аргумент» Малкольма-Плантинги, или МА) с точки зрения используемых в ней логических средств. В центре внимания оказывается проблема концептуальной связи этих средств с некоторыми неявными допущениями онтологического и эпистемологического характера.
Научное направление:
Философия, этика, религиоведение
Приоритетные направления:
гуманитарные науки
Язык:
русский
Ключевые слова: Богpossible worldsrationalityвозможные мирырациональностьонтологический аргументontological argumentGodmetalogicN.A. VasilievметалогикаН.А. Васильев
ПУБЛИКАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОЕКТА:
Горбатова Ю. В., / Basic Research Programme. Series HUM "Humanities". 2012. No. 09.
This article deals with the concept of omnipotence, which is very important for contemporary analytic philosophy of religion. Within the analytic tradition it is usual to show an apparent tension between God’s omnipotence and other divine attributes. In response, some authors have proposed their own ideas on how the classical problems of omnipotence can be ...
Добавлено: 30 апреля 2013 г.
Горбатова Ю. В., Финиковый компот 2017
Данная статья представляет собой краткий обзор современных версий онтологического аргумента, сформулированных в рамках аналитической традиции в философии. В ней последовательно рассматриваются наиболее известные и интересные версии аргумента, появившиеся с начала 60х годов прошлого века до наших дней. Так, в статье рассматриваются версии Нормана Малкольма и Чарлза ХАртсхорна, Алвина Плантинги, Джоэла Фридмана, Стивена Мэйкина, Стивена Дэвиса, ...
Добавлено: 27 июня 2017 г.
Горбатова Ю. В., Финиковый компот 2017 № 12 С. 46-53
В статье представлен краткий критический разбор некоторых наиболее известных современных версий онтологического аргумента. Рассмотрены как формализованые версии, так и версии без строгой формализации. ...
Добавлено: 1 февраля 2018 г.
Сидорова Л. П., Шнырёва О. Е., Симбирский научный вестник 2014 № 2 (16) С. 150-156
В статье рассматриваются общие тенденции современной трансформации образа рациональности. Делается акцент на значении лингвистического поворота в формировании неклассической рациональности. Показывается, что проблемное понимание сущности языка и переосмысление его значения в ХХ столетии стало одним из источников пересмотра гносеологической парадигмы классической рациональности. ...
Добавлено: 4 декабря 2014 г.
Горбатова Ю. В., В кн. : Философия. Язык. Культура (Вып.2). Вып. 2.: СПб. : Алетейя, 2011. Гл. 12. С. 120-132.
В статье рассматриваются аргументы Фомы Аквинского в пользу простоты Бога, опровержение тезиса о божественной простоте Алвином Плантингой, а также приводятся доводы в защиту возврата к идее простоты Бога с точки зрения современной аналитической метафизики. ...
Добавлено: 17 февраля 2013 г.
Карпенко И. А., Философские науки 2020 Т. 63 № 2 С. 63-82
Статья посвящена проблеме интерпретации следствий многомировых концепций современной физики, связанных с подходами к созданию «теории всего», а также зависимости сознания от конкретной физической реальности. В качестве отправных объектов анализа берутся сценарий хаотической инфляции и модель струнного ландшафта. Рассматриваемые многомировые концепции предполагают существование множества (возможно, бесконечного) вселенных с различными фундаментальными принципами (законами природы), управляющих физикой той ...
Добавлено: 31 мая 2020 г.
Шамис Д. А., Studies in East European Thought 2016
Данная статья посвящена вопросу корреляции между моральным чувством и рациональностью. Традиционно в исследованиях эти феномены не соприкасаются. Однако они обладают сходной внутренней парадоксальностью, которая может стать основанием не только для их сравнения, но и для усмотрения их связи. ...
Добавлено: 18 октября 2015 г.
Пащенко Т. В., В кн. : Трансцендентное в современной философии: направления и методы. : СПб. : Алетейя, 2013.
Э. Залта и П. Оппенгеймер попытались создать свободное от модальных посылок прочтение рассуждения Ансельма Кентерберийского о существовании Бога, которое приводится во II главе Прослогиона. Несмотря на присутствие модальности в оригинальном тексте Ансельма (Нечто, более чего невозможно ничего помыслить), авторы обходят ее, заменяя процесс выведения актуальности Бога из возможности существования Бога на выведение существования Бога из ...
Добавлено: 18 февраля 2014 г.
Горбатова Ю. В., Кантовский сборник 2013 № 3(45) С. 78-85
Успеху так называемого «онтологического аргумента» препятствует два важных факта: 1) использование понятия существования в качестве реального предиката и 2) смешение модальностей de re и de dicto. В настоящей статье рассматривается способ преодоления первой из проблем, предложенный чешским логиком Павлом Тихим. ...
Добавлено: 29 сентября 2013 г.
Горбатова Ю. В., Философия. Журнал Высшей школы экономики 2018 Т. 2 № 4 С. 167-178
В этой работе автор анализиурет замечания и идеи своих коллег, высказанные в процессе панельной дискуссии. Работа не подводит итоги, но, скорее, рассматривает вновь открывшиеся перспективы для более глубокого обсуждения и обдумывания тем, заданных фокусной статьей и ответами на нее. ...
Добавлено: 10 января 2019 г.
Сорвин К. В., Философские науки 2018 № 11 С. 143-159
В статье рассматривается восходящая к Гегелю и Франку интерпретация онтологического аргумента как теоретического построения, в неявном виде связанного с осмыслением рефлексивной связи мышления и бытия. Автор приходит к выводу, что последовательное проведение такой интерпретации предполагает обращение к исторически преходящим формам онтологического аргумента, рассматриваемого в качестве развивающегося теоретического построения, реконструирующего логику эволюции рефлексивных систем. В работе ...
Добавлено: 5 ноября 2019 г.
Васюков В. Л., Вопросы философии 2020 № 8 С. 204-214
Когда выдающийся представитель Львовско-Варшавской школы Ян Лукасевич упрекал великие философские системы Платона или Аристотеля, Декарта или Спинозы, Канта или Гегеля в туманности, непонятности, нестрогости рассуждений и доказательств, ложности логических теорий, лежащих в глубине этих систем, его рецепт преодоления этих недостатков сводился к тому, что философию необходимо перестроить, начиная с оснований, вдохнуть в нее научный метод и ...
Добавлено: 19 августа 2020 г.
Горбатова Ю. В., Известия Уральского государственного университета. Серия 3: Общественные науки 2015 Т. 146 № 4 С. 72-81
В 2010–2011 гг. в журнале «Analysis» состоялась небольшая захватывающая полемика по поводу онтологического аргумента. В защиту аргумента с обновленной его версией выступили Линн Раддер Бэйкер и Гаррет Мэтьюз. Их оппонентом были известный знаток современной аналитической теологии Грэм Оппи – автор книг «Рассуждения о Боге» и «Онтологический аргумент и вера в Бога». В данной работе на ...
Добавлено: 11 декабря 2015 г.
Сидорова Л. П., Гуманитарные науки и образование 2014 № 4 (20) С. 102-108
В связи с изменением и усложнением характеристик современной эпистемологической картины, изучение рациональности с позиций гносеологии и методологии становится недостаточным. Статья посвящена поиску онтологических и экзистенциальных аспектов формирования неклассического типа рациональности, которые выявляются в процессе анализа концепций представителей религиозно — экзистенциальной философии. Показано, что экзистенциальная философия содержит новый взгляд на цели, источники, методы и результаты познания ...
Добавлено: 4 декабря 2014 г.
Тульчинский Г. Л., Философские науки 2014 № 3 С. 54-83
Современность – особенно в ее российских условиях – имеет дело с серьезным цивилизационным вызовом, который в интеллектуальном плане предстает поиском нового типа рациональности, выходящего за рамки ее целевой и ценностной моделей, строящегося на основании меры и гармонии свободы как ответственности. ...
Добавлено: 28 декабря 2014 г.
Тульчинский Г. Л., Философские науки 2014 № 10 С. 20-29
Технологическое знание является первичной формой осмысления(постижения), выражая степень и меру постижения этой действительности. В этом плане социальные технологии, выступают выражением зрелости социальных и гуманитарных наук, достижения ими определенной стадии развития, реализующей идею рациональности. Дальнейшей стадией развития знания социальных технологий может быть переход к реализации идеи рациональности не просто как эффективности, а как гармоничной целостности социума. ...
Добавлено: 27 декабря 2014 г.
Карпенко И. А., Философия. Журнал Высшей школы экономики 2017 Т. 1 № 4 С. 229-238
В статье дается обзор творческой эволюции и некоторых ключевых концепций известного отечественного логика Александра Степановича Карпенко (1946-2017), в течение семнадцати лет занимавшего должность заведующего сектором логики Института философии РАН. Акцент делается на его философских интересах последних лет, в частности, анализируется важнейшая для него идея множества возможных миров. Так же, автор берёт на себя смелость отмечать ...
Добавлено: 15 марта 2018 г.
Горбатова Ю. В., Философия. Журнал Высшей школы экономики 2018 Т. 2 № 4 С. 93-106
Автор, начав с обсуждения актуальной философской проблемы — допустимости утверждать, что животные мыслят (а если мыслят, то что под этим следует понимать), переходит к более метафизическим и в то же время аналитическим рассуждениям о том, как соотносятся понятия «рациональность» и «мышление». Наибольшего философского напряжения рассуждение достигает тогда, когда переходит к сугубо метафизическому вопросу о том ...
Добавлено: 10 января 2019 г.
Ямпольская А. В., HORIZON. Феноменологические исследования 2020 Т. 1 С. 366-372
Это мой краткий ответ на возражения Адониса Франгеску на мою рецензию его книги (2017).
Я подробно разбираю фрагмент из Левинаса, который Франгеску использует, чтобы возразитьмне, и обсуждаю, каким именно образом идея-Бога-во-мне связана с проблемами чувственности, ранимости и страдания. Я утверждаю, что рассмотрение философии Левинаса в контексте кантовской аналитики возвышенного совершенно необходимо, так как позволяет выявить катастрофическое измерение ...
Добавлено: 3 ноября 2020 г.
Горбатова Ю. В., Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке 2015 № 3 (33) С. 112-117
Одной из классических проблем современной аналитической теологии является построение онтологии таким образом, чтобы в ней «нашлось место» такому выделенному объекту как «Бог». В данной статье автор стремится показать, каким образом можно было бы удовлетворительным образом решить эту задачу с помощью онтологии, базирующейся на понятии возможного мира. При этом автор эффективным образом использует ей же ранее ...
Добавлено: 17 марта 2015 г.
Левина Т. В., Артикульт 2015 № 3 С. 18-28
Революционер в искусстве, Казимир Малевич оставил обширное теоретическое наследие, которое часто не совпадает с образом, созданным о нем в обществе. В частности, это можно отнести к трактатам по супрематической философии, в которых Малевич размышляет о классических философских и теологических проблемах. Бог и человек, путь человека к абсолюту, пребывание Бога в абсолютной реальности, иначе говоря, супрематизм ...
Добавлено: 28 января 2016 г.
Порус В. Н., Russian Studies in Philosophy 2017 Vol. 55 No. 5 P. 320-335
«Морализм» Льва Толстого – призыв к очищению нравственных универсалий как оснований культуры, в которой нет противоречия между ценностями индивидуальной жизни и ценностями социального «мира». Быть нравственным значит: либо следовать абсолютным моральным требованиям, совершая те или иные поступки, либо ориентироваться на конечные идеальные цели движения, принимая ответственность за отклонения от них и исправляя ошибки. В обоих ...
Добавлено: 10 ноября 2017 г.
Порус В. Н., Эпистемология и философия науки 2010 Т. 23 № 1 С. 5-16
Проблема рациональности в ее исторической эволюции заключалась в определении «разумности» как предикации (бытия, действия, отношения, цели и т.д.). Решения этой проблемы (от Платона до наших дней) зависели от того, какими сущностными характеристиками наделялся Разум. В связи с этим она рассматривалась в различных аспектах: являются характеристики разума неизменными и абсолютными или они изменчивы и относительны? Каковы ...
Добавлено: 20 октября 2012 г.
Макарова И. В., Философия. Журнал Высшей школы экономики 2021 Т. 5 № 1 С. 15-32
В настоящей статье поднимается проблема благочестия в философии Ари- стотеля. Известно, что благочестие (εὐσέβεια, ὁσιότης) являлось одной из важнейших доб- родетелей как в этосе античной культуры в целом, так и в философском дискурсе в частности. Причем философское понимание этой добродетели (начиная с Пифагора, Ксенофана и Гераклита) часто входило в конфликт с традиционным пониманием, берущим начало из ...
Добавлено: 1 октября 2020 г.