• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Пространственно-деятельная идентичность как представление о «территории свободы»

В статье излагается интеракционистская концепция пространственно-деятельной социальной идентичности индивида, опирающаяся на социологическое понимание не/свободы. В основу концепции положена трактовка социальной идентичности индивида Г. Тэджфелом (как регулятивного когнитивного образования), как «знания о своей принадлежности к определенным социальным группам, которое включает эмоциональную и ценностную значимость этой принадлежности». Адаптируясь к социальной среде, структурируя «бесконечное многообразие стимулов окружающей среды», всякий актор из своей индивидуальной перспективы категоризирует социальное пространство и себя самого. Результатом определения индивидом своего места в социальном пространстве и является его социальная идентичность.

Но идентичность — всегда временный, неокончательный и изменчивый результат деятельного самоотождествления индивида с некоторыми социальными ролями в определенном сегменте социального пространства. Взятая в когнитивном аспекте, идентичность — это моментальный снимок процесса идентификации — постоянного (вос)производства индивидом самоопределения в ходе социальных взаимодействий со значимыми другими. Взятая в наблюдаемом поведенческом аспекте, (позитивная) социальная идентичность есть представление о территории позитивной свободы («свободы-для», в терминах И. Берлина) — таких сегментов социального пространства, где актор готов к добровольному выполнению социальных ролей с высокой вовлеченностью. Пространства, в которых актор себя в качестве актора не видит, представляются негативно и служат стимулом для негативных самоопределений.

Концепция состоит из 9 тезисов, в которых раскрываются необходимые условия (пресуппозицию) для того, чтобы индивид полагал определенные социальные пространства территорией позитивной свободы действовать. В качестве теоретического синтеза 9 тезисов предложено определение идентификации индивида — повседневное, взаимно ориентированное принятие принадлежности к группе, ее границ, правил и иерархий, проявляющееся в деятельностной позитивной свободе и обусловливающее ее.

Концепция разработана для придания широкому понятию идентичности терминологической строгости, а также в качестве теоретической рамки для включения в анализ (и количественных, и качественных) данных не только о когнитивных и эмоциональных, но и о поведенческих аспектах социальной идентичности.