• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Ценностная гетерогенность населения европейских стран: типология по показателям Р.Инглхарта

С помощью анализа латентных классов (LCA) осуществлена классификация жителей 43 европейских стран в зависимости от их ответов на вопросы о приверженности инглхартовским ценностям Рациональности/Традиции и Самовыражения/Выживания. Выделено три ценностных класса. Первый из них объединил людей с высокими показателями ориентации на подчинение и низкими показателями ориентации на самостоятельное социальное действие, третий,  противоположный по ориентациям класс: с сильной ориентацией на самостоятельное действие и слабой готовностью подчиняться идущим «сверху» командам. Представители класса  2 отвергают и идущие сверху регулирующие воздействия, и не выражают готовности к собственному активному действию, то есть лишены и внешних, и внутренних источников активности. Все европейские страны оказалась внутренне гетерогенными, в каждой из них имеются представители не менее чем двух ценностных классов, а в большинстве стран – представители всех трех классов. В  скандинавских и западноевропейских странах доли людей, для которых характерно  преобладание самостоятельности над подчинением (класс 3), превосходят  доли лиц с обратным соотношением указанных ценностей (класс 1), а в постсоциалистических и средиземноморских странах больше людей, для которых подчинение важнее самостоятельности (доля класса 1 превосходит долю класса 3). Представленность класса 2 в постсоциалистических и средиземноморских странах выше, чем в скандинавских и западноевропейских. Показано, что доля людей, принадлежащих к классу, 3 повышается с ростом уровня экономического развития страны, а принадлежащих к классу 1 – наоборот, снижается. Высокая доля в стране представителей класса 2 сопровождается симптомами социальной дезорганизации – повышенными показателями самоубийств, общей смертности от несчастных случаев, отравлений и травм, потребления алкоголя. Класс 2 является «переходным» между традиционным типом ценностей (класс 1) и типом ценностей (класс 3), распространенным в наиболее продвинутых обществах «высокой современности».