• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Основные этапы эволюции концепций управления стоимостью компаний

Корпоративные финансы. 2008. Т. 8. № 4. С. 79-87.
В настоящее время практически всеми финансовыми аналитиками и менеджерами признана концепция управления стоимостью (VBM), как наиболее правильная система целеполагания в компании, которая позволяет учесть интересы всех ключевых стейкхолдеров. При этом на практике распространено множество подходов к реализации процесса оценки и управления стоимостью компании. Задачей статьи является обзор и анализ ключевых этапов эволюции концепции VBM. Однако акцент анализа смещен в сторону выявления предпосылок возникновения каждого из подходов, а также выстраивания внутренней специфической логики используемых в каждом из подходов методов управления. Таким образом, особое внимание уделено концепции VBM на основе модели акционерной добавленной стоимости (SVA) А. Раппапорта, экономической добавленной стоимости (EVA) Стерна — Стюарда, экономической прибыли Коупленда — Колера — Муррина и добавленной денежной стоимости (CVA) немецкого исследователя Левиса. Подход управления компанией на основе акционерной добавленной стоимости опирается на выделение ее ключевых факторов. Так, автор концепции утверждает, что в каждой из трех основных сфер деятельности – операционной, инвестиционной и финансовой — необходимо выделить показатели, которые в первую очередь обосновывают создаваемую компанией выгоду для акционеров, в том числе операционную рентабельность, инвестиции в основной и оборотный капитал, стоимость задействованного капитала и т.д. Ключевой особенностью модели экономической добавленной стоимости является наличие четкого инструмента трансформации учетных показателей деятельности компании, отраженной в ее бухгалтерской отчетности, в финансовых показателях. Авторы модели предлагают ряд корректировок, которые позволяют оценить величину и рентабельность инвестированного капитала, а также стоимость его финансирования. Параллельно с концепцией EVA появился схожий по содержанию, но получивший в дальнейшем иное развитие, подход Коупленда — Колера — Муррина по определению экономической прибыли. Данная модель в качестве основной цели преследует внедрение стоимостного мышления в компании, а также учет всех нематериальных активов в оценке ее стоимости. При этом концепция экономической прибыли в большей степени направлена на разработку эффективных управленческих инструментов реализации стратегии управления стоимостью в компании. Отличительной особенностью модели добавленной денежной стоимости является то, что она концентрируется на денежных потоках компании, учитывая при этом интересы всех ключевых стейкхолдеров. Очевидно, что на описанных выше концепциях эволюция системы управления стоимостью компаний не остановилась. Более того, с течением времени — в связи с усложнением процессов функционирования финансового рынка и рынка корпоративного контроля — применение подходов к оценке и управлению стоимостью становиться все более актуальным. При этом можно отметить, что во всех, даже самых новых, публикациях аналитики ссылаются в своих обзорах и исследованиях лишь на описанные выше модели. Скорее всего, это связано с тем, что появившиеся позже концепции не внесли кардинальных изменения в разработанные подходы, но при этом уточнили и усовершенствовали узкие задачи их применения. Так, среди последних появились: подход FEVA, задачей которого является объединение финансовой и экономической моделей добавленной стоимости; подход RAVE, в основе которого лежит идея применения сущности показателя EVA к нефинансовым аспектам деятельности компании: управлению персоналом, работе с контрагентами и т.д. На сегодняшний день можно утверждать, что среди описанных выше общепризнанных концепций особое место занимают модель ключевых факторов стоимости, предложенная А. Раппапортом, и метод экономической добавленной стоимости (EVA) в подходе Стерна — Стюарда. Данные модели получили максимально широкое распространение как в практике финансовых аналитиков и менеджеров, так и в теории финансовой науки. При этом очевидно стремление заинтересованных в развитии концепций лиц к стандартизации и унификаций применяемых методов, в связи с чем можно предполагать, что дальнейшее распространение моделей управления стоимостью будет связано с совершенствованием применения показателя EVA и связанной с ним методологии.