А. Г. Габрический принадлежит к среде замечательных мыслителей и художников, сформированных русским Серебряным веком и творчески раскрывшихся в трагические десятилетия XX века. Он участвовал в важнейших гуманитарных проектах раннесоветской культуры; в круг его интеллектуального общения входили лучшие умы эпохи. В этом томе собраны тексты, связанные с творчеством Гёте, которое привлекало Габричевского на протяжении всей его научной жизни. В их числе – “К поэтике “Западновосточного дивана” Гёте”, “Гёте и Фауст”, “Лирика Гёте”, “Молодой Гёте”, “Эпические поэмы Гёте”, а также переписка, документы, переводы. Перед читателем предстанет духовный облик выдающегося ученого ренессансного склада, оставившего заметный след в философии искусства, эстетике, теории архитектуры, германистике.
Научный комметарий к статьям Габричевского о Гете.
В статье очерчен духовный облик А. Г. Габрического - выдающегося ученого ренессансного склада, оставившего заметный след в философии искусства, эстетике, теории архитектуры, германистике.
Рассматривается рецепция и толкование творчества Гёте в трудах А.Ф. Лосева. Утверждается, что в лосевскую диалектику художественной формы встроены парадоксальные идеи, которые отнюдь не являются традиционными, но глубинно перекликаются и с гётеанством, и с немецкой классикой, и с платонизмом.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.